Страницы

суббота, 19 июля 2014 г.

"Поезд творческих идей" - 2014. Что осталось за кадром, или Во что играют наши дети?

     Ирина Николаевна Полякова, 

учитель основ православной культуры

МАОУ СОШ №2 Усть-Лабинска



Просматривая фотографии, сделанные во время путешествия «Поезда творческих идей-2014», вдруг подумалось, а сколько еще интересного осталось за кадром.  Прошло уже несколько дней, а я все время возвращаюсь мыслями к одной встрече, произошедшей во время нашего путешествия.  Уже давно поняла, что случайных людей на моем пути нет, каждый мне дан Богом для чего-то.
      В тот день наша дружный коллектив направлялся в Сочи. Путешествие предстояло  на электричке. Мы зашли в вагон, людей было уж много. Расположились, кто где мог. Рядом с нами сидела молоденькая мама с дочерью 8-9 лет. В руках девочка держала свирепого монстра с ласковой кличкой  Беззубик – главного героя популярного мультфильма «Приручить дракона».
Моя коллега, Зиновьева Ольга, заговорила с девочкой, и мы узнали, что ребенка зовут Даша и что этот монстрик - ее любимая игрушка. Мама с восторгом рассказала, что дочка не расстается с игрушкой ни днем, ни ночью. Когда Ольга Ивановна заметила, что это «животное» страшное, мамочка возразила: «Ну что Вы, он добрый»…

  А вот здесь хочется поставить многоточее и поразмыслить о игрушках, в которые играют наши дети.
   Чем руководствуются родители, покупая игрушки для своего ребенка? Часто ли они задумываются о том, что игрушка -  это не просто забава. Что она закладывает в душе первоначальные понятия добра и зла и что с ее помощью ребенок учится выражать свои мысли и чувства, познает себя и других. А теперь давайте посмотрим на игрушки, которые сейчас в «тренде» у современных детей -   монстрики, киборги, тролли, человеки-пауки, шреки, куклы- вампиры и проч. Их всех можно по-русски назвать одним словом - "чудовище". Даже если они будут с виду не такие уж и страшные, обольщаться не стоит.
    Игрушка дает детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит то, каким  дети будут видеть мир. Какие чувства укоренятся в душе ребенка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить? Значит, он начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле, которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием "некрасивый", добро. А значит, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком сформироваться???
    Детское сознание недаром так устроено, что не воспринимает полутонов и нюансов. Или - или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сперва нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь. Родитель, идущий на поводу у своего любимого чада, следующий моде «уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;  и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».( Мф 7:24-27)

     Колеса электрички размеренно стучали. Наш разговор с двумя милыми попутчицами продолжался. Мы узнали, что Даша закончила второй класс, что она занимается танцами, что у нее новый дом в Горячем Ключе. А вот крестик Даша не носит, потому что мама боится, что девочка поранит себя, ведя активный образ жизни…
      Как-то неприятно защемило в сердце, ведь у меня тоже восьмилетняя дочь, тоже занимается танцами. Но как объяснить маме, что вред нанесет монстр в руках девочки, вред ее неокрепшей душе, а крест - это символ Веры Христианской, это наша помощь, наша надежда. Креста боятся демоны и диавол, они трепещут при виде Его!  И крестик будет защищать Дашу и никогда вреда не нанесет!!!
      Наша милая Ольга Ивановна, как будто почувствовала мои мысли и так мягко и с любовью стала объяснять молодой мамочке о значении и силе нательного крестика. Рассказывала о своих "воскресятах" (учащихся воскресной школы), о важности причастия для ребенка. Мамочка молчала.   
 Совместное путешествие подходило к концу. Я понимала, что Ольга Ивановна посеяла зерна, и далее они не в нашей власти. Мы не узнаем, прорастут ли они… Но так не хотелось оставлять Дашеньку одну с этим Беззубиком. И ведь Ольга Ивановна не оставила ее одну. Она вытащила из своей сумки фарфоровую фигурку Ангела-Хранителя (накануне нам вручили их в Краснодаре) и подарила ее девочке. В одной руке  Даша теперь держала черного монстра, а в другой маленького белого ангелочка…
Есть у тебя в этом мире заступник,
Посланный светлой судьбой.
Ангел-Хранитель, невидимый спутник,
Всюду он рядом с тобой.

     Прочитав мое повествование, вы можете мне возразить, что, конечно, не все родители  в восторге от современных игрушек. Но где гарантия, что ваш или мой ребенок не окажется среди тех, кому модные игрушки придутся по вкусу? Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

2 комментария:

  1. Ольга Ластовка20 июл. 2014 г., 07:46:00

    Статья очень актуальная. Мне в последние 4 года часто приходится выбирать игрушки. Сначала для своего малаша, теперь ещё племянница. Очень рада, что мой малыш выбирает только добрые игрушки уже самостоятельно. К сожалению уродливых роботов, пауков итд, можно встретить в саду, во дворе, от этого никуда не денешься. Но здесь, как говорит профессор МДА Алексей Осипов "важно привить иммунитет против этой грязи". Уверена, что ваша встреча в поезде не случайна. Я часто задумываюсь над тем, что мы взрослые много знаем, но мало говорим с детьми на духовные темы, а потом сожалеем о "потерянном поколении". Больше дел! Таких простых, как этот разговор в электричке. Проверяя тетрадки, не вздохнув перевернуть обложку со стервозными "винксами" и страшными киборгами, а поговорить о том, почему эти обложки лучше не покупать, итд. Но наш враг - нехватка времени. Но в последнее время начинаю понимать, что всего никогда не успеешь, а в этой гонке часто на завтра откладывается самое главное - помолиться, поговорить с детьми, совершить семейную паломническую поездку. А завтра может нагрянуть так внезапно, как хочется тогда не сожалеть о том, что не было выполнено вчера. Итак ,больше простых дел дорогие родители, больше простых дел дорогие педагоги!

    ОтветитьУдалить
  2. Оля, спасибо, что напомнила нам о таком важном - малом доброделании. У арх. Иоанна Крестьянкина есть Слово на эту тему, которое заканчивается так: "Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь".

    ОтветитьУдалить