Страницы

воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Коммерческие секты, или бизнес на страстях.

Сергей Кравец, учитель ОПК  и наш читатель, прислал очень интересную статью, которая заставит нас внимательно посмотреть на, казалось бы, безобидные сетевые торговые организации. И вправду, кому из нас не предлагали купить VIP-косметику, суперпосуду или  чудо-лекарство? Не стану даже называть марки - они известны всем. Что же стоит за активностью продавцов? Приглашаем к разговору!

Все наверняка сталкивались с различного рода сектами, навязывающими свое учение. Но секты могут быть не только религиозного толка. Сегодня под вывеской различных фирм, компаний активно действуют организации, которые можно отнести к виду коммерческих сект. Эти компании используют такие же формы организации, а также приемы и методы, как и в религиозных сектах, т. е. они имеют все признаки деструктивного сообщества. И вовлекают в свои сети они не меньше душ.
Этим организациям, чтобы продавать свой товар еще недостаточно проводить эффектно рекламную компанию и иметь разветвлённую сеть его сбыта. Этого мало и даже не всегда обязательно. Главное, это возбудить веру в фирму и в производимый ею товар, якобы обладающий сверхвозможностями и чудодейственными способностями. В идеале новый посвященный должен стать на всю оставшуюся жизнь потребителем товаров фирмы и никакой другой более. Для этого используются разные психологические методы воздействия, а также лесть, обман, демонстрации на грани фокусов.
Человека убеждают, что раньше он жил неправильно и теперь после получение благостного знания он может зажить совершенно другой счастливой жизнью. Ему нужно всего лишь стать партнером фирмы и пользоваться ее «совершенными» товарами. Рассмотрим некоторые общие методы и способы завлечения и удержания людей в таких организациях.
1.Обольщение Чудом.
Чтобы куда-то завлечь человека его нужно удивить, поразить, обескуражить. Вербовщики для убеждения в чудодейственности товаров фирмы устраивают целое представление. Могут красочно рассказать, например свою историю исцеления от смертельной болезни, если, бизнес-секта занимается распространением некого «исцеляющего от всего» продукта.
Представители организации, занимающейся бытовой химией, могут доказывать, что их порошка, средства для мытья посуды, зубной пасты можно использовать в значительно меньших дозах, и они действуют гораздо эффективней всех остальных. Все это может сопровождаться демонстраций, что это все чистит, отмывает, стирает и т. д.. Особенно уточняется, что их товар получается дешевле, чем у конкурентов благодаря иной системе организации распространения товара. Чтобы клиент не мог сразу сообразить, что это не совсем так, товар содержится в нестандартных емкостях. Для самых дотошных клиентов, которые все-таки понимают, что навязываемый продукт дороже многих раскрученных брендов, тоже есть готовый ответ: «Наш товар самый экологически чистый! Вы же ведь не хотите приносить вред природе?». Обязательно отмечается, что чудесные свойства изделий и их экологичность обеспечиваются «уникальным» составом, разработанным их компанией. На самом деле состав при сравнении может совпадать с аналогичными товарами других фирм.
2. Искушение богатством.
Успех вербовки в коммерческие культы обеспечивается обещанием исполнения «мечты». «Хотите быть богатым? Отдыхать в райских местах нашей планеты? Иметь роскошную машину типа Порше? Роскошный дом? Сколько вы зарабатываете? Так мало, а можете зарабатывать гораздо больше! Наша организация предоставит вам такую возможность! Нужно всего лишь…», - примерно такая беседа ожидает всякого, кто столкнётся с адептами коммерческих культов. Текст заранее учат вербовщики этих организаций. Новичку предлагается стать партнером и распространителем товаров фирмы на «выгодных» условиях. Способ заработка – это сетевой маркетинг, который может быть назван иначе, но суть от этого не меняется. Это не что иное, как финансовая пирамида, где низы довольствуются приобретенным товаром, а верхи имеют весьма прилично.
3. Искушение гордыней.
«Сколько можно работать на государство? Вообще на какого-то дядю? Ведь, правда, сколько можно? Нужно работать на себя и только на себя. В нашей фирме вы можете стать независимым, добиться больших успехов…», - так убеждают новичков, причем уверяют, что усилий больших не потребуется. Нужно отметить, что отношение к своему государству (конечно же, России) всегда резко отрицательное либо открыто, либо скрытно завуалированно во всех деструктивных организациях будь то коммерческих или религиозных. О патриотизме здесь речи быть не может.
Начинающему предлагается самому создать свою собственную пирамиду, т. е. он должен постоянно вербовать участников торговой сети, чтобы получать процент от их продаж. Новички, в свою очередь, вовлекают в сеть других, делясь доходами с теми, кто завербовал их и т. д. Чем выше место в пирамиде, тем больше почет, уважение и восхваление.
Возбуждение гордости является одним из основных воздействий на человека. Иллюзия обладание неким «тайным знанием», понимание «формулы успеха», того что доступно немногим, - все это возвышает человека над другими. Но проходит время, результатов нет или они мизерные. Кажется что ещё чуть-чуть, совсем немного и… «Мечта» по-прежнему за горизонтом.
Та же гордость часто препятствует человеку найти выход из деструктивных обществ. На этом во многом и строится расчет этих организаций. Ведь психологически трудно осознать и смириться с мыслью о том, что вы стали жертвой изощренного мошенничества. Трудно принять и то, что ваши усилия и время не пропали даром для вышестоящего в пирамиде «дяди», у которого благодаря таким, как вы, поездки по райским местам и «Порше» в гараже.
4. Поддержание веры.
Чтобы поддерживать иррациональную веру в необыкновенность и исключительность компании, её безошибочность и предоставляемые ей невиданные возможности для «познания настоящей свободы» и «устроения своего будущего» периодически проводятся открытые собрания, семинары.
На этих собраниях применяется хорошо известная в психиатрии техника контроля за подсознанием, которая называется «ведомая визуализация» (guided visualization), когда подробно описываются кругосветные путешествия и другие «райские картинки» осуществленной мечты, если членам-дистрибьюторам удастся набрать определенное количество клиентов.
Семинары сопровождаются ярким эмоциональный фоном, атмосферой загадочности и бьющим через край дружелюбием: члены компании обнимают друг друга, долго жмут и трясут руки, вновь прибывших восторженно хлопают по спине и наперебой поздравляют с правильным выбором в жизни. Здесь же для повышения мотивации распространяется учебная литература, видеодиски и, разумеется, товар «высочайшего» качества.
Делаются громкие заявления о революционных открытиях компании в сфере ее деятельности и изобретении очередных чудодейственных средств. Раздувается культ лидеров движений, формируются полезные для деятельности секты убеждения. Используются различные психотехники влияния на людей, чтобы человек изменил своей системе ценностей и принял иную, нужную для бизнес-секты. Вера в безошибочность и «святость» выбора может охватить все мысли, чувства, желания, деятельность, то есть всю жизнь членов таких организаций. Как-то у одного из последователей после агитации пришлось спросить: «А какого государства эта фирма?». Он ответил с придыханием: «А-ме-ри-ка-нс-ка-я…». И в его голосе был слышен священный религиозный трепет! После такого ответа вопросов больше не возникло…
По сути, своей деятельностью коммерческие культы создают свою «религию» со своим учением, обрядами, дистрибьюторами-миссионерами, вышестоящими жрецами и наконец, полубогами-основателями. Их «религию» правильней называть антирелигей, если ее сравнивать, например с традиционным для России Православием. Православие призывает к совершенству человека в таких качествах как смирение, нестяжательство, любовь ко всем людям без ограничений. В коммерческих культах, напротив, человеку внушают необходимость зарабатывания денег даже на своих родственниках и друзьях (чтобы достичь «рая»). При этом непомерно развиваются такие качества, как тщеславие, сребролюбие, гордыня, завышенное самомнение, избранность.
Как не обмануться?
Самое первое, что нужно делать – это не нужно наспех принимать решений, какими бы радужными и заманчивыми они не казались. Вспомните французскую поговорку «Дьявол кроется в деталях» и еще русскую «Коготок увяз - всей птичке пропасть». Ничего не покупайте, если вас активно к этому склоняют. Это привязка к дальнейшему настойчивому вниманию со стороны агентов кампании. Особенно трудно отказывать своим друзьям и родственникам, но так будет лучше и для них, и для вас. Возможно, заставить задуматься. Лучше дать время себе подумать спокойно и трезво, собрать как можно больше информации. Например, один из агентов бизнес-секты уверял, что информации в интернете о них нет вообще. Боялся он не напрасно, потому что информации о компании оказалось много и большинство не в её пользу.
В любом случае к бизнесу, который пытается играть на наших страстях, нужно, как минимум, отнестись настороженно. К сожалению, все больше становится организаций, стремящихся манипулировать сознанием своих членов и клиентов, навязывая свою идеологию и мировоззрение. Действуют они согласно высказыванию «Хочешь стать богатым – создай свою религию!». Её возникновение приписывают основателю сайентологии (опасная секта, запрещена в некоторых странах, создана в 1954, имеет главный офис в Лос Анджелесе, Калифорния) и дианетики, автору множества книг и методик - Рону Хаббарду. Запомните это имя, и, возможно, вы обнаружите его в литературе, которую вам дадут в подарок в одном из магазинов сегодня или завтра, пообещав при этом в будущем скидку.
Будьте бдительны!








8 комментариев:

  1. На курсах ОПК в Армавирском православно-социальном институте нам рассказывали, что некоторые из этих фирм являются спонсорами сатанинских сект.

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна.15 сент. 2014 г., 19:57:00

    Подумала, как важно поговорить об этом вопросе со старшими детьми: девочки взрослеют, вопросы косметики становятся актуальными, а если это ещё и способ заработать, то претенденток хоть пруд пруди.
    Знаю вполне взрослых и здравомыслящих женщин, которые, увы, активно сотрудничали с сетевиками, даже призы какие-то получали. Блеск в глазах, несомненно был... Нездоровый.
    Так что спасибо Сергею!

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Сергеевна20 сент. 2014 г., 16:39:00

    Про здравомыслие.
    Однажды увидела на остановке красочное объявление о том, что в моём городе будет проводиться мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол. Люблю всякие вариации "тильд" и уже было обрадованно стала записывать номер телефона организаторов. Но смутило странное название - "Кукла - зеркало души". "Погуглила" в интернете, и что называется "волосы встали дыбом". Секта. Чем только не заманивают, лишь был "результат". Кого-то богатством, а меня, вот, куколками...

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория Викторовна.20 сент. 2014 г., 19:57:00

    Вот это да! И тут секта? Надо же, какие многопрофильные и изобретательные ловцы душ! Может, расскажете подробнее, интересно очень!
    Кстати, у нас на собрании в 4 классе учительница, объясняя родителям суть курса "ОРКСЭ" и мотивируя на выбор модуля, привела это как аргумент: не будут знать своё - попадутся на любую сектантскую наживку. Родители, до того напряжённо молчавшие, разом одобрительно загудели. Сект неосознанно боятся все, даже далёкие от Церкви люди.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Сергеевна21 сент. 2014 г., 11:18:00

      Это "Школа Здоровья и Радости доктора Синельникова"...С интернет-ресурса на всех желающих смотрит благообразный доктор (кого-то поймают на крючок "здоровья"), стилизованный под древнерусского людина.
      "Занятия "Кукла - зеркало души"- это возможность увидеть свое внутреннее "Я", минуя барьер ума, который у современного человека загружен большим количеством информации и знания..." Да, мозг, конечно, лучше было бы отключить. А то ненароком любительница игрушек догадается куда пришла.

      Удалить
  5. Сейчас подобные организации-секты рассчитаны на все вкусы, предпочтения и конечно слабости людские. Попадают в их сети люди самых разных слоев населения: богатые и бедные, молодые и пенсионеры, чиновники, журналисты и даже православные. В результате распады семей, разрыв отношений с близкими и друзьями, потеря работы, нередки психические расстройства. Болезнь легче предупредить, чем лечить. Необходима профилактика. В этом случае информационная, чего сейчас не хватает. Иначе говоря, кто предупрежден - тот вооружен.

    ОтветитьУдалить
  6. Надо продолжить разговор, расширив наши представления о коммерческих сектах. Куклы меня прямо потрясли... Пишите, друзья, о том, что знаете, с фактами, аналитикой, если найдёте! Этот материал запросто может стать темой для разговора и на собраниях, и с детьми. С удовольствием опубликуем для повышения нашей грамотности: не всегда есть время и мысль, как сказала Анна Сергеевна, "погуглить".

    ОтветитьУдалить
  7. Коммерческие культы: AMWAY, Тяньши (Tiens), VISION. Это из тех, которые сейчас на виду. По Орифлейм информации пока мало, может кто-то знает больше. Модная тема сегодняшнего дня -это различные тренинги, обещающие решение всех проблем с бизнесом, личной жизни, заболеваний, проблем с лишним весом и т. д. и т. п. Чтобы от всего этого избавится нужно изменить свое мировоззрение. Как? Вам это подскажет на тренинг-семинаре очередной «гуру-миссия». Естественно, активно к распространению «новых учений» используется интернет-сеть.

    ОтветитьУдалить