Страницы

пятница, 31 октября 2014 г.

Чтобы выиграть войну

              Чтобы выиграть войну, нужен план действий, то есть стратегия. Чтобы выиграть войну за души наших детей, разработана "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 - 2025)". Скоро она вступит в действие, причём прежде всего в Краснодарском крае как пилотном регионе. 

         У нас есть несколько дней, чтобы познакомиться с этим документом, пообсуждать его в нашем блоге, предложить своё видение. А отец Александр Игнатов (сразу после праздников) будет участвовать в "круглом столе" по этому вопросу. Знаю, что в Администрации края ждут его мнение, ценят и готовы прислушаться. 

Призываю всех, кто ведёт тактические бои на любом уровне, независимо от того, командует он отрядом или полком, к обсуждению "Стратегии развития воспитания".

          Мне она показалась  коктейлем  западной системы (гуманность, толерантность, правовые основы, самореализация, автономизация личности, лидерство и др.) и советской (детские объединения, патриотизм, гражданственность). А вам?

                                                Наталья Владимировна Шарко






«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2015 – 2025)

Введение

Общие положения
Воспитание как стратегический национальный приоритет
Цель, задачи и основа стратегии
Приоритеты государственной политики развития воспитания
Воспитание
в
XXI веке

Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху
Семья как основной институт воспитания
Воспитание гражданина
Духовно-нравственное воспитание
Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Воспитание культуры достоинства, взаимопонимания и взаимоуважения в поликультурном   обществе
Воспитание и профессиональный выбор
Меры
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.
 2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в  системе общего (в детском саду и школе)  и дополнительного образования детей.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи и социальные институты воспитания.  
4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов СМИ и Интернет.
5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций
6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.
7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.
8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.
9. Фундаментальные и прикладные исследования  феноменов детства, семьи и воспитания.




Введение
Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управле­ния процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Общие положения
Прогнозирование развития российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании как подрастающего поколения,  так и взрослого  населения страны.  Стратегия развития воспитания  является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России.
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на положениях  Конституции Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие,  исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Также Стратегия развития воспитания основывается развития на положениях инновационного развития нашей страны, которые изложены в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., опирается на основные идеи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждает упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития в условиях информационного общества. Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между материальным состоянием государства, благополучием населения и готовностью граждан к реализации новых социально-экономических потребностей общества.  В связи с этим в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.
Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств  общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.
Содержание стратегии определяется в соответствии  с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,  Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной  программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»,  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Психолого-педагогические основания стратегии учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно ‑ исторический и личностно - деятельностный подходы,  опора на  активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры,  мотивацию самосовершенствования.  Эти позиции нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях формирования воспитательных систем и воспитательного пространства,  культурологической и социально-ролевых концепциях и др.
Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.


Воспитание как стратегический приоритет
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.
Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений.
При этом  решаются две группы задач: соци­альной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза­ция - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека является со­циальная активность реализуемая готовность к социальным дейст­виям, которая проявляется в сферах.
Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования в человеке  и направлено на реализацию его потенциальных возможностей.
Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоя­тельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе.
Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальные цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности. Таким идеалом является свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель, задачи и основа стратегии
Цель Стратегии развитие на межведомственной основе в период
до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.
Основа Стратегии базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
• образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задачи стратегии:
‑ консолидировать  российское общество; повысить доверие граждан к друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему России;
‑ обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой  ответственности родителей за воспитание  детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;
‑ повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи;
‑ создать стабильную систему социально-педагогической поддержки уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства

Приоритеты государственной политики развития воспитания
‑ защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение;
‑ интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;
‑ сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;
‑ сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;
‑ создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;
‑ развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.



Воспитание в XXI веке
Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху
Новые способы обработки и передачи информации с помощью Интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоение информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком.  
Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий  внутренней свободы, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.
Свободный ответственный гражданин имеет духовно-нравственную основу существования, поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют его активность.

Семья как ведущий институт воспитания
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:
‑ государственная поддержка семейного воспитания, включающая разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми, по обеспечению материального благополучия в семье,  создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания,  охрану прав ребенка в семье,  созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности  образовательных организаций и других социальных институтов;
‑ расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
‑ организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;
‑ поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.

Воспитание гражданина
В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования  уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи  передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:
‑ диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
‑ использование положительных факторов в развитии качеств личности;
‑ воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
‑ развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений.
В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.

Воспитание и профессиональный выбор
В профессиональной образовательной организации происходит формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствует тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.

Меры
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.
Одной из существенных составляющих воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей).
Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания.
К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:
‑ выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
‑ непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);
‑ организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем.

2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в  системе общего (в детском саду и школе)  и дополнительного образования детей.
Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
В  соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые   предполагают  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.  

‑ повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;
‑ обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта;
‑ реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания;
‑ разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;
‑ повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.

4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):
‑ разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии развития воспитания в Интернете;
‑ принятие пакета программ формирования культуры пользования Интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимости у детей и подростков, в том числе – мер, направленных на расширение законодательной базы, экономического и налогового стимулирования разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой зависимости;
‑ введение государственной системы психолого-педагогической экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ, электронных учебников;
‑ обеспечение подготовки специалистов по проблемам медиаобразования; обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании.

5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.
Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.
В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:
‑ в цели – выход на защиту социальных прав детей;
‑ в содержании деятельности – использование вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно - значимой деятельности;
‑ в организации – свободное структурирование внешних и внутренних связей субъектов общественной деятельности;
‑ в составе участников – разновозрастность.

6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.
В образовательные программы  должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи
с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.
Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения обучающихся, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.

7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.
Расширение возможностей физического воспитание детей и молодёжи должно быть направлено на поддержку физического развития детей и молодежи, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни.
Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования:
‑ основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
‑ устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
‑ морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);
‑ создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп.

8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.
Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку  кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания.

9. Фундаментальные и прикладные исследования  феноменов детства, семьи и воспитания.
Национальная стратегия развития воспитания предполагает проведение исследовательской деятельности, направленной на:
‑ обоснование системы общественно-государственного взаимодействия социальных институтов воспитания на основе социокультурного и системного подходов, правового регулирования, реализации специальных федеральных и региональных программ, системы профилактики социальных рисков, консолидации усилий общества и государства в интересах детства;
‑ разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодёжи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;
‑ определение ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей; обоснование критериев формирования ценностно-мировоззренческой базы воспитания и социализации новых поколений на основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей страны.


Глоссарий
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание – это социально-педагогическая поддержка личности в сознательном построении ею своей ценностно-смысловой сферы в соответствии с культурными нормами и традициями многонационального народа России в различных видах деятельности.

Социализация – процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, социального и культурного опыта, становления гражданина, способного успешно жить в обществе и решать задачи его развития. Социализация включает в себя воспитание - управляемый процесс социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности - и спонтанные социальные процессы и события, оказывающие влияние на личность.

Государственная политика в сфере воспитания – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по созданию условий для свободного и сознательного духовно-нравственного развития личности гражданина России. Государственная политика в сфере воспитания – часть общей государственной политики модернизации России, обеспечивающая формирование у подрастающих поколений готовности к непрерывному личностному росту, активному участию в жизни страны, совершенствованию социально-экономических и культурных отношений.
    
Полисубъектность воспитания – активное и согласованное участие в воспитании подрастающих поколений, разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания всех заинтересованных социальных субъектов: организаций общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, российской армии, профессиональных сообществ, СМИ. 

Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

Формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, образовательных организаций, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций.

Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

Просвещение, просветительская деятельность – разновидность неформального образования граждан, целенаправленный процесс информирования граждан об имеющемся социально-культурном опыте (в т.ч. опыте модернизации, развития социальных и экономических отношений, опыте личностного саморазвития, успешной и нравственной жизни), система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению информации, научных знаний, духовно-нравственных идеалов, традиционных моральных норм и нравственных ценностей. Просвещение – важный фактор духовной консолидации общества, необходимое условие осуществления политики модернизации.

Нравственно-эстетическое просвещение – вид просветительской деятельности, система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению национальных духовных идеалов, нравственных ценностей, общественно одобряемый, социально значимых моделей поведения средствами отечественного и мирового искусства.

Человеческий капитал  - совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и обществу качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей.

Социальное служение – наиболее активная, действенная часть социализации,  добровольное, сознательное участие граждан в решении общественно-значимых задач. Социальное служение – общественный «двигатель» процессов модернизации, генератор смыслов и мотивов участия личности в развитии общества.

Инновационная культура – особый стиль современного общественного сознания, основанный на знаниях, умениях и опыте подготовки, внедрения и освоения новшеств в различных областях социальной деятельности, формируемый ценностями и мотивами свободного творения нового. Ценности модернизации задаются политическими установками. Однако политические установки значимы только для небольших социальных групп (политических и отраслевых элит), и даже у представителей этих групп они не всегда переходят в личностные мотивы профессиональной деятельности. Воспитание, социализация, просвещение, социальное служение – важные компоненты инновационной культуры. С их помощью политические установки переводятся в массовое общественное сознание в качестве мотивов инновационного поведения человека.
Инновационное сообщество – система общественных и государственных организаций, а также реализуемых ими программ развития человеческого потенциала (капитала) средствами воспитания, поддерживающая  развитие инновационной экономики.


                                                                                                

10 комментариев:

  1. Размышления по первому вопросу.
    Воспитание как стратегический национальный приоритет.
    В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта была разработана Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В этой Концепции определена стратегическая задача: новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
    Когда я была на XX Рождественских чтениях в г. Москве, то посетила одну из секций чтений, где выступал автор программы «Социокультурные» истоки И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук. Главной стратегической целью программы «Социокультурные истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией становится гармоничное развитие гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Программе «Истоки» было уже 10 лет, она реализована на Ленской земле (Дальневосточный федеральный округ). Вся программа стержнем проходит через дошкольное образование, школу, профессиональное образование. Неожиданно попросили выступить на секции от региона. Беседовала с профессором Кузьминым. Эта программа духовно- нравственного обучения, наверное, стратегически выполнима.
    А что вкладывают разработчики в слова: «гуманность», « автоматизация личности»,
    «опора на активную позицию самого ребенка» непонятно. статьи из Конвенции по правам ребенка.
    Статьи из Конвенции и ущемление статуса семьи.
    Статья 13-1. «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение…»
    Получается, что разрешается все. О правах родителей ничего не говорится. Это касается и прав нас, учителей.
    Статья 14-1. « Государства - участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии. Государства - участники уважают права и обязанности родителей в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка».
    Получается, что когда ребенок подрастет, то он сможет игнорировать волю родителей? Родители здесь выступают в качестве доверенных лиц государства, а не как независимые субъекты права. Сейчас становится очевидным, что заменить семью на социальный институт невозможно.
    Ольга Александровна Галаган.

    ОтветитьУдалить
  2. Воспитание как позитивная социализация и развитие личности.
    Что хотели сказать разработчики стратегии словами: «Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов»? Может вопрос опять о ювенальной юстиции. Во что пишет об этом известные психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова: «Министерство образования и науки России разработало «паспорт здоровья школьника». Как говорится в сообщении ведомства, в течение двух лет такой «паспорт» планируется завести на каждого школьника, сообщает Infox. «Паспорт здоровья ребенка», скорее всего, – не что иное, как организованный сбор сведений для создаваемой «ювенальной системы».
    На фоне развернувшихся баталий вокруг протаскивания в России прозападными кругами так называемой ювенальной системы как-то почти незаметно промелькнула инициатива чиновников о введении для детей обязательного «паспорта здоровья». Между тем есть весьма серьезные основания полагать, что эта очередная новация является важнейшей частью проектируемой ювенальной системы, позволяющей сформировать банк данных на всех ее потенциальных жертв.
    Предполагается, что «паспорт» будет заполняться ребенком совместно с родителями, учителями, медицинскими работниками, психологами (которые со временем все будут работать на ювенальные структуры)».
    Используя такую «диагностику» наши дети на коротком поводке у государства?
    Ольга Александровна Галаган.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы все уже давно на "коротком поводке". Как известно, действующий нормативно-правовой закон "О персональных данных" противоречит другому действующему закону «Об образовании». Личные данные об учащихся все равно публикуются вы протоколах олимпиад и спортивных соревнований. Эти документы содержат не только имена и фамилии детей, но и даты рождения, место проживания, сведения о социальном статусе родителей и их принадлежности к той или иной льготной категории. Только теперь необходимо собрать с родителей или самих старшеклассников письменное согласие на публикацию по НОВОЙ ФОРМЕ. В общем-то ничего нового. Одной рукой дверь открываем, другой закрываем.
      В связи с этим, мне интересен в "Стратегии" пункт
      3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.
      ‑ повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;
      Сбор заявлений (согласия) родителей на изучение курса ОПК как-то не очень повышает общественный статус предмета, который должен стать фундаментальной основой духовно-нравственного воспитания школьников. Я не говорю о ситуации выбора модуля в 4 классе. Здесь как раз все понятно. Это касается преподавания регионального курса ОПК в форме кружков, факультативов, занятий внеурочной деятельности. Ведь мы не просим согласия родителей на изучение кубановедения, априори полагая, что эти знания полезны детям, причем без учета их национальности и религиозных убеждений. А в ситуации с ОПК мы ставим под сомнение важность изучения Основ православной культуры. Поэтому, я голосую обеими руками за весь Пункт 3. Только хотелось бы конкретизировать каждое положение, чтобы за правильными красивыми фразами обязательно следовали нужные решения и полезные действия. Вот с "действиями" пока слабовато.

      Удалить
  3. Знаете, что реально беспокоит? Новый поток бесконечных БУМАГ: стандарты, концепции, стратегии... Сколько придется написать отчетов о внедрении, реализации, выполнении. За бумагами уже стали забывать о реально существующих детях. А ведь нравственность и патриотизм в приказном порядке не воспитаешь!

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория Викторовна3 нояб. 2014 г., 18:36:00

    Несколько раз перечитала сию Стратегию... Не решилась сразу и писать-то: больно уж сложно-солидный документ получился. А ну как опростоволосишься? Но если серьёзно, то посылов важных много. В плюс: внимание к сфере интернета (наконец-то мы перестанем делать вид, что в виртуальной жизни наших детей всё в порядке!), родительское просвещение (дети хотя бы под крылом педагогов, а родители - дети 90-х - "ничейные"). А вот произнести внятно и решительно сущность духовно-нравственного воспитания создатели Стратегии так и не решились - привычные реверансы в адрес "либеральных ценностей" помешали. Интересно, как получится "впрячь в одну телегу... коня и трепетную лань": я имею в виду воспитание гражданина, воспринимающего "судьбу Отечества как свою"(цитирую) и одновременно автономизирующегося (вот прелестный термин рождается) и являющегося "хозяи­ном своей судьбы", поступающего "в соответствии с принятыми им принципами жизни". Социальное служение как высшая степень общественной самореализации, видимо, предполагает иные основы, нежели многочисленные "само..."

    ОтветитьУдалить
  5. Давайте вспомним, коллеги, классическую детскую пирамидку. На мой взгляд, очень мудрая развивающая игрушка, на которой выросло не одно поколение детишек. И какой бы формы не были фигурки для нанизывания, в каких бы цветах и материалах они не были выполнены, главное здесь - стержень. Именно он не дает рассыпаться башенке, именно он, стержень, позволяет башенке расти вверх. К чему я это? Да к тому, что этот серьезный документ предлагает нам множество методов и форм (мер, как именуются они в «Стратегии») решения воспитательных проблем. А стержня этот проект лишен. Духовного стержня. Поэтому, хоть коктейлем его назови, Наталья Владимировна, хоть винегретом, все одно. Мы почему-то боимся говорить о Том, Кто должен стать для наших детей эталоном – об Иисусе Христе и Его учении, в котором изложены все нормы человеческой жизни.
    Однако не могу не отметить возросший уровень обеспокоенности государства о духовно-нравственном воспитании школьников. Новый образовательный стандарт и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации» тому подтверждение. Очень важно, что «Одной из существенных составляющих воспитания и социализации обучающихся» в документе называется повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей). Над этим мы работаем постоянно. Но… вернемся к пирамидке. Выстроить ее возможно последовательно нанизывая колечки на стержень, уровень за уровнем, все выше и выше. Думаю, аналогия понятна. В 4 м классе – урок ОРКСЭ. В начальной школе и 5 классе – внеурочные занятия духовно-нравственной направленности. Другими словами - кружок. И не факт, что это будет ОПК, а не правила этикета или что-либо подобное. Вот вам и «повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей». А дальше?! Именно в период, когда у подростка формируется самосознание, возникает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, изучение Основ православной культуры не предполагается. Где будет искать ответы на «вечные вопросы» молодой человек? Хотелось бы верить, что в семье. Но опыт показывает, что так бывает далеко не всегда. Хорошо бы при обсуждении этого документа внести предложение о продолжении преподавания урока ОПК в средней и старшей школе хотя бы там, где есть хорошие кадры и положительный опыт.

    ОтветитьУдалить
  6. Доброй ночи!
    Домашнее задание! И экспромтом.
    Автора! Кто автор? Отсюда многое можно понять. Написано спешно, даже с ошибками. Довольно непатриотично, за строками чувствуется безродный космополит, рассказывающий, как воспитать граждан мира, хотя под прикрытием национальных приоритетов.
    Но! Во – первых, отрадно, что такой документ всё же появился, что появляются новые штрихи к национальной идее, призрак которой бродит уже с конца 90-х годов по нашей стране.
    Читаю с карандашом.
    ВОСПИТАНИЕ В 21 ВЕКЕ.
    1.Положительным можно считать и то, что и внутренняя свобода, и ответственность и осознание своей неповторимости и индивидуальности (новые ценности) по мнению авторов всё-таки базируются на духовно-нравственной основе и доминирующих нравственных ценностях.

    В мерах, которые прилагаются именно к духовно-нравственному воспитанию, не уточнено, что такое базовые национальные ценности, отечественные традиции, которые имеют иерархическую структуру и сложную организацию.
    Требуется пояснение и уточнение, что такое традиционное религиозное объединение в форме русского православия. Каковы традиционные моральные нормы и нравственные идеалы, носителями которых является многонациональный народ РФ? Это будут гуманистические общечеловеческие или всё же национальные ценности?Какой нации, какого народа, какой веры.Отвечают, что российской нации.
    2.СЕМЬЯ КАК ВЕДУЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.
    Отрадно, что семья как один из социальных институтов признаётся ведущим.
    Хорошо:
    - расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;
    организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;
    поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.(Т.е. попечительские советы и др. родительские объединения).
    Но настораживает планируемая «государственная поддержка семейного воспитания,..создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье, (ювенальной юстицией попахивает, не мытьём, так через благие намерения).
    К числу первостепенных задач по поддержке семьи данный документ относит повышение педагогической культуры родителей их педагогической грамотности, хотя до этого в предыдущих строках проговаривалось, что семья изначально обеспечит разумную организацию жизни ребёнка на основе усвоения положительного опыта жизни и труда старших поколений.
    Настораживает также непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.); Вызывать в школу будут или по домам ходить?
    Организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, ОТКРЫТОЕ?! обсуждение имеющихся проблем.

    ОтветитьУдалить
  7. Продолжаю.
    ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА.
    Здесь наиболее позитивным можно считать, что … «Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направлены на формирование «готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации», но читаем дальше…
    Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания … создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках (хорошо) и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы ( это о чём?, каких прав и интересов? Как молодёжь, и самое главное, дети, смогут участвовать в принятии решений? Разъяснить.)

    2. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО (В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ) И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
    Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ВСЕХ ЭТАПОВ ДЕТСТВА (ПОЯСНИТЬ)(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО РЕБЕНКА,
    при котором САМ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ АКТИВНЫМ В ВЫБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    Здесь речь идёт о создании индивидуальной образовательной траектории. Начиная с детского сада – отмена общих занятий, а в школе - классно-урочной системы. Это ситуация из раннего средневековья, когда ваганты бродили по университетам и ничему не научались, хотя были активны в выборе содержания своего образования. Эта система активно внедряется фондом Сореса. Поясняется, что у нас была введена немецкая система (классно-урочная) образования, потому, что Ломоносов влюбился и остался в Германии, а до Англии не доехал. Но что дети могут знать, что им надобно знать? Опыт их мал, воля ещё слаба, в конечном итоге они ничего не будут знать.
    Учёт этнокультурной ситуации развития детей.(Это хорошо).
    4. Про Интернет – хорошо! Про СМИ практически – ничего.
    Ничего не сказано о государственной системе безопасности во взаимоотношениях детей с Интернетом, сказано только о формировании культуры пользования Интернетом.
    5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.

    цель – ВЫХОД НА ЗАЩИТУ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ.



    ВОПРОС!ЧТО МОЖЕТ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ВЫРАСТИ ИЗ детских, а потом молодёжных организаций, цель которых ВЫХОД НА ЗАЩИТУ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ? ПРОЯСНИТЬ!
    7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.
    Это ХОРОШО!
    8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.
    ЭТО ХОРОШО!
    9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания.
    Попытка комментария по этому пункту.
    Главное в этом пункте, как и во всём документе - СОЦИАЛИЗАЦИЯ через СОЦИАЛИЗАЦИЮ ради СОЦИАЛИЗАЦИИ.
    Создание системы общественно-государственного взаимодействия социальных институтов воспитания на основе социокультурного и системного подходов, правового регулирования понимаю, как активнейшее воздействие государства и его вмешательство во все ступени воспитания, начиная с семьи.
    Православие (в контексте «русское православие») упоминается один раз.






    ОтветитьУдалить
  8. Действительно, в концепции прописано много хороших идей на будущее, повторять за коллегами не буду. Тоже читала с карандашом в руке и возникло много вопросов, на которые, увы, ответа в документе нет. Например, что имели ввиду авторы, написав:
    "социально-ролевые концепции"
    "реализация совокупности установок на себя"
    "количественные и качественные новообразования в человеке"...?
    Понятия сложны, громоздки и размыты.Читала документ и думала "ну вот сейчас, ну вот еще пара фраз и смело и конкретно будет прописано на каких же это загадочных пока духовно-нравственных ценностях должны воспитываться наши дети". Конечно, ожидала прочитать, что прежде всего на основе духовно-нравственных ценностях Православия, как культурообразующей религии нашей страны. Но опять это странное слово толерантность. Одно из определений этого понятия:"Толерантность — это терпимость по отношению к тому, что презираешь". Концепция предполагает принятие и усвоение базовых национальных ценностей. Но они не прописаны.
    Зачем проводить " Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания"? Почему вдруг дети, семья стали феноменами в нашем обществе? Хотя, в следствии нашей толерантности, семья и дети,действительно, могут стать феноменами. Не боюсь показаться глупой, но для меня многие положительные утверждения и идеи концепции потонули в многословии, размытости, в заумных словах. И вправду (цитирую коллегу) "Главное в этом пункте, как и во всём документе - СОЦИАЛИЗАЦИЯ через СОЦИАЛИЗАЦИЮ ради СОЦИАЛИЗАЦИИ."
    На ум приходят слова старца Амвросия Оптинского: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного”. А иногда старец прибавлял к этому: “где нет простоты, там одна пустота”. Мне документ показался многословным, но почти пустым. Обо всем и не о чем точно и конкретно.
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо всем огромное за неравнодушие и труд.

    ОтветитьУдалить