Страницы

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Мнение

Протоиерей  Константин Гашевский,настоятель  храма Казанской иконы Божией Матери п.Мирный, г.Горячий Ключ

 Я, и боюсь таких пастырей большинство, посещаю школу 2 раз в год (1 сентября и 24 мая). А в моем ведении три школы, значит в отдельной школе я бываю около 1 раз в год. При этом отношения с педагогами хорошие.

Вопрос: почему так редко?  Ответ: нет инициативы с какой - либо стороны – мы не идем, нас не зовут. В идеале священники и учителя должны тянуться друг к другу, осознавая пользу для детей от совместной работы. Но в мире нет ничего идеального…. Редкие встречи происходят по инициативе сверху, например, Яблочный Спас в детских садах.

Мне говорят, что «из-под палки» ничего хорошего не получится, но без «палки», как показывает многолетний опыт, не получится вообще ничего.

Что делать? Предлагаю отделу религиозного образования ежемесячно рассылать настоятелям готовые уроки с  рекомендацией провести данный урок в нескольких классах, после чего отчитаться благочинному о проделанной работе. И если эти уроки будут интересны, мы дождемся ответной положительной реакции со стороны школы и родителей.

     Священнику необходимо помочь не просто выйти за стены храма, а стать педагогом. Дети –наше будущее, и более важной миссионерской задачи на мой взгляд нет.

Всем ясно, что приходская община должна молодеть, если хочет существовать.
- А где взять молодежь?
- Вырастить в воскресной школе.
- А где взять детей для ВШ?
- В обычной школе.
- А кто их оттуда приведет?
- Священник или учитель ВШ.
- Но преподавателя воскресной школы в общеобразоваетльную не пустят.
- Значит, ответ очевиден.

     Кстати,  преподаватель воскресной школы играет не меньшую роль, чем священник. И главным помощником настоятеля должен быть не катехизатор или социальный работник, не прораб или бухгалтер, а именно педагог воскресной школы. Но, где ж их взять? У нас до сих пор есть приходы, в которых нет воскресных школ ??? !!! Дети в семье у священника есть, а воскресной школы нет - парадокс.
Но даже если у вас есть кому заниматься детьми в ВШ, остается огромное число детей за стенами храма, и наше с вами бездействие в этой сфере - преступно. 

Большое число самоубийств среди подростков - результат нашего бездействия. И никакая другая деятельность священника, праздность в этой сфере оправдать не может. Но, к сожалению, энтузиастов катастрофически мало. Поэтому нет другого пути как создавать армию "энтузиастов поневоле" (см. выше).
     Даже молчаливое появление священника в школе подобно колоколу, зовущему в храм. Почему же строить храмы с высокими колокольнями необходимо, а регулярно посещать школу - нет?
Что делать понятно. Кто виноват -тоже, тот, кто не организовал сверху систематическую совместную работу прихода и школы.

 

11 комментариев:

  1. Долго присматривалась к фотографии...Узнала! Константин Анатольевич,это ВЫ! Как неожиданно, приятно и радостно встретить Вас хотя бы на страницах блога.И как больно режут ваши слова.К сожалению,большинство мирских школ весьма прохладно отнесутся к идее частого визита священника.Но ,зная Вас лично вот уже десять лет,отлично помню первую встречу,которая никак не касалась того,что боятся руководители и многие родители.Жизненная доверительная беседа,диалог.Именно душевности не хватает нашим ребятам от самых близких людей.Волей случая третий год веду ОРКСЭ четвероклассникам.Родители,поначалу боявшиеся чего-то,успокоились.Преподавание воспитывает и меня,заставляет читать.Люблю предмет.Дети раскрываются,задумываются.НО...какая же это капля в море!!!40 минут,а дальше то,что является привычным.Как мы понимаем,у всех ребят это привычное весьма разное.В своём блоге я веду страничку ОРКСЭ,где иногда позволяю себе анализировать занятия и показывать работы детей.
    Мой сердечный привет матушке Кристине.
    С уважением,Северина Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, о. Константин! Тему животрепещущую Вы затронули. Буквально несколько дней назад писали с третьеклассниками сочинение-рассуждение на тему "Моя школьная жизнь". Одна девочка написала: "... Мое самое счастливое событие в школе - когда мы поехали в храм..."
    Нужно сказать, что я классный руководитель классов казачьей направленности - первого и третьего. Созвонилась с атаманом Суворовского редута - собралась везти детей в музей Фелицина и попросила Ивана Ивановича посодействовать нам в организации встречи со священником. И... поехали мы в поселок Лазурный. Как же были счастливы дети! 50 ребятишек привезла. Боялась немного, что родители против поездки в храм будут. Ан нет. Даже два ребенка не православных (и такое у нас бывает) и то отпустили с радостью. А уж что и говорить о том, когда батюшка благословил всех ребят на колокольню! Пока я вскарабкалась туда (снимала на видео звонарей своих), батюшка со смехом сообщил, что он чуть не оглох. И только переживал все, что звонят не очень-то красиво. А по мне - так прекрасней в мире звона я и не слышала!
    Хорошо бы было (ой, как хорошо!), если б и духовенство в школы почаще заглядывало!
    Храни Вас Господь!

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый о. Константин. Ведь просто так в школу не пойдёшь. Для того чтобы идти в школу нужно знать о чём рассказать и как рассказать.Все наши священники в основном не имеют педагогического образования. Поэтому как и в других областях катехизации опыт нарабатывается путём проб и ошибок.Поэтому не стоит опускать руки а пробовать разные подходы к детям. А их сегодня поверьте множество. Конечно и в интернете можно много найти. Например свою недавнюю лекцию я составил чисто из интернета. Но есть готовые наработки священников. Ведь для нас важно чтобы наш материал дополнял ОРКСЭ иОПК но не заменял его.По поводу посешений думаю лучше договориться с завучем потому что директору с его нагрузкой не до того. Остаётся вопрос о системности лекций. Это сложный вопрос. Но моё мнение-ввести систему в казачьем классе и бессистемные лекции в других классах. Ну и ещё выбрать время для подготовки к лекциям и время для посещений(согласовать с завучем). Для того чтобы дети вас любили рассказывайте интересно , а это возможно лишь при условии самообразования и постоянного чтения различных интересных книг по теме и не по теме. Просто интересных.Потому что ваша заинтересованность может заинтересовать других.Буду рад если сказал дельное.
    свящ. Алексей.

    ОтветитьУдалить
  4. Доброго дня, батюшка! Проблема, на мой взгляд, не только в учителях и священниках, проблема еще и в отношении школьного руководства к самому факту прихода православного священника в школу.Когда я разместила на сайте школы материалы уроков ОПК, родители, не разобравшись, стали писать директору, мол вот, уже и попы в школе, На что наш директор с гордостью ответил, что ни один священнослужитель любой конфессии в школу не приходит. Руководство школьное после этого случая я просто очень настойчиво позвала к себе на урок. Но, увы, воз и ныне там. Я хожу с ребятами ( у меня уроки в 4,10 и 11 классах) в храм. Нас всегда очень приветливо и с радостью встречают, окормляющий учителей батюшка, всегда готов помочь. Да и не только он, обращаюсь за помощью к батюшке своего храма - никогда не услышала отказа или отговорки. Но православный священник в нашей школе - пока лишь мечта. А встреча с ним детям НЕОБХОДИМА! Последний раз была в храме с детьми в ноябре, это был 10 класс, дети беседовали и задавали вопросы до вечера, После прощания стали подходить по одному и о чем-то тихонечко спрашивать батюшку. Свято место пусто не бывает. Если не православная культура, то что могут выбрать наши дети, что предложит им улица, друзья, зарубежные проповедники? Готовы к сотрудничеству учителя и священники, а готовы ли, согласятся ли на такое сотрудничество руководители школ и отделов образования? Не на словах, а на деле!
    С уважением.
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемые отцы и коллеги, в каждой школе раз в четверть проводится день здоровья. В этот день проходят различные спортивные мероприятия. Мне удалось убедить директора, что надо заботиться не только о физическом здоровье детей, но и о духовном. И вот третий год подряд или батюшка к нам, или мы к нему раз в четверть стабильно.

    ОтветитьУдалить
  6. Виктория Викторовна.16 дек. 2014 г., 20:25:00

    Уважаемый батюшка! Чувствуется искреннее Ваше беспокойство и сердечная боль, и это не может не трогать. Думается мне, что универсального решения у этой задачи, увы, нет. И в каждом конкретном случае следует проявлять, я бы сказала, политическую мудрость, если иметь в виду под политикой "хитрость, уловки в отношениях с людьми" (цитирую словарь). Да, следует признать, что внешне очевидная и общепризнанная тенденция к поддержке соработничества Церкви и образования разбивается о молчаливое равнодушие, а иногда молчаливое противоборство конкретных педагогов. Но уверена, всегда можно найти того, кто отзовётся. Пусть один. Но его опыт непременно оценят. Попроситься на родительское собрание. На классный час. На внеклассное мероприятие. Иногда простой учитель решает больше, чем армия руководителей, поверьте. Я говорю это не голословно: в техникумах вовсе нет места ОПК или чему-то подобному. Но если есть возможность дать слово батюшке, пусть не с целой лекцией, а в русле, так сказать, общего разговора, мы это делаем. Что ж, Москва не сразу строилась!
    А где-то, может, разумнее пойти в наступление на администрацию. Благо, есть на кого сослаться и кого процитировать. Действует, точно.
    Вполне поддерживаю Вашу мысль о регламентирующих документах, это тоже метод. Почему бы его не взять на вооружение!
    Верю, что будет время, когда стены не будет и палок тоже...
    Удачи Вам, батюшка.

    ОтветитьУдалить
  7. Александр Наумцев17 дек. 2014 г., 00:41:00

    Поддерживаем. Без кропотливого поиска и подготовки энтузиастов, в том числе и "энтузиастов поневоле" не обойтись. Помогай Вам Господь, отец Константин!

    ОтветитьУдалить
  8. Не получается написать комментарий. Что надо сделать ? Помогите.

    ОтветитьУдалить
  9. Аганова Елена17 дек. 2014 г., 12:33:00

    Добрый день, с праздником!
    Об истории храма Казанской иконы Божией Матери в п. Мирном узнала из проекта «Духовное краеведение», разработанного энтузиастами- работниками сферы культуры и образования города Горячий Ключ совместно с Благочинием.
    Как оказалось, в данной местности храма никогда не было. Несколько лет назад жители поселка Мирный и станицы Пятигорской обратились к митрополиту Исидору за благословением на открытие у них прихода, что свидетельствует о том, что в поселке живут люди с крепкой верой, которые беспокоятся о будущем своих детей. Это радует.
    Вы сетуете на то, что Вас не зовут в школу. Простите, но думаю, что Вам надо самому стучаться в двери школы. Учитель основ православной культуры нуждается в Вашей духовной поддержке. Является ли он прихожанином храма, участвуют ли в Таинствах Церкви? Если нет, то ему невероятно сложно работать, и есть ли польза от его труда? Поддержите духовно учителя! От него выстроится цепочка следующих Ваших действий: участие в уроках основ православной культуры, в классных родительских собраниях, классных часах, внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности, общешкольных родительских собраниях.
    Не думаю, что священнику надо становиться педагогом. У священника своя миссия - нести Слово Христа людям! Для этого не нужны готовые разработки уроков. Темы для бесед с детьми и взрослыми подсказывает сама жизнь, а имея духовное образование и жизненный опыт, с Божьей помощью Вы разработаете и содержание этих встреч. Все, что идет от души, то и интересно!
    Верю, что и «армию энтузиастов поневоле» Вам создавать не придется, Господь Сам пошлет помощников.
    Простите.
    С уважением, Аганова Елена Владимировна - заместитель председателя Крымского отделения межрегионального общественного фонда содействия духовно-нравственному просвещению населения «Вознесение».

    ОтветитьУдалить
  10. Ваше высокопреподобие, уважаемый о.Константин! Знаем непонаслышке Ваш энтузиазм, в особенности в отношении воскресных школ!
    Что касается школ общеобразовательных, не вижу вообще никаких проблем по поводу их посещения: регламентирующие документы есть, надо только всячески искать и поддерживать тех добрых мирских людей, которые готовы послужить Церкви и ВСЯЧЕСКИ их окормлять и поддерживать, и, возможно, даже, материально.
    Что касается священства...Не наше дело судить, но всё-таки, если священник переодевается в гражданскую одежду выходя их храма, хотя всем своим видом он должен и в миру говорит о вере, то...Навряд ли он сможет жертвовать своим временем и силами вне храма.А ведь время вопиет - НАДО! Время такое, и его остаётся всё меньше и меньше! Священство всех приходов и добрые люди, желающие послужить Богу и Церкви, объединяйтесь!
    Простите, что не подписываюсь!

    ОтветитьУдалить
  11. Школа без Церкви не мыслима, как и Церковь без Школы. Это мечта! Но стремиться к ней надо. В меру своей добросовестности, конечно же.
    У каждого свои способности и свои возможности. Мне больше нравится такая схема: духом этого процесса является священник; преподаватели - это душа; ну а дети - это тот видимиый результат, который условно можно было бы назвать телом. Но телом с правильно развитой душой и с верно воспитанным духом.
    Сегодня, местом прорыва в обороне дъявола должно быть программное взаимодействие священника с преподавателями ОПКа и, на территории храма.
    Священник Виталий.

    ОтветитьУдалить