"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля."
«Не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидании встречи с главным? Вот вопрос Сретения... Праздник Сретения Господня — праздник встречи души с Любовью, с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».
Отец Александр Шмеман
Замечательный русский историк 19 века Нил Александрович Попов, размышляя о Празднике, так писал: "Праздник Сретения Господня есть один из величественных моментов истории спасения людей. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами; настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям; однако, в лице праведного Симеона, уходя, Ветхий Завет познает свое назначение, смысл своего томительного бытия у закрытых врат рая, – и в Боговдохновенном «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания."
Но, как и в любом евангельском событии, в Сретении есть целый пласт смыслов и подсмыслов, о которых можно размышлять и размышлять... О том, что этот День - напоминание нам, по слову митрополита Сурожского Антония, что мы тоже "когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь". И о том, что, как говорит в проповеди отец Иоанн Павлов, "Господь, придя в Иерусалимский храм, наполнил его Собой, Своим присутствием. Он как бы освятил его, утвердил и благословил храм как место встречи человека с Богом." И о том, что "пред смертью и у нас откроются глаза, и мы узнаем то, чего теперь не хотим знать, и мы тогда убедимся в том, в чем теперь сомневаемся. Да, пред смертью узнаем, убедимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь – вечная, о которой мы теперь так мало заботимся; пред смертью узнаем, убедимся, что в будущей жизни грешников ожидают мучения – вечные, которых теперь так мало боимся, пред смертью узнаем, убедимся, что есть Правосудный Бог, воздающий каждому по делам, Которого теперь мы так мало страшимся; ясно узнаем и вполне убедимся тогда во всем, чему учит нас Святая Церковь, которой мы так мало слушаемся,"- как пояснял в проповеди протоиерей Родион Путятин.Я же особенно пронзительно пережила мысль отца Вячеслава Резникова о том, что старец Симеон, нёсший бремя жизни в ожидании Спасителя, "поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: «Ныне отпущаеши» – и от тяготы жизни, и от страха смерти". Вот так бы и нам, проникнуться неизреченной радостью встречи и сохранить её "во вся дни живота", а подойдя к рубежу, с миром отойти ко Господу, зная - " и свет во тьме светит, и тьма не объяла его"
Сретенье
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора Небес вершины скрывали, сумев рапластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона.
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил:
«Сегодня,реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем, что глаза мои видели это Дитя: Он — Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». — Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Слова-то какие...» И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В Лежащем сейчас на раменах Твоих —
паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.
Иосиф Бродский, 1972 год
Виктория Викторовна |
Спасибо за статью, Виктория Викторовна, очень кстати перед походом в храм задуматься о смысле праздника. И стихотворение прекрасное, хотя я не очень люблю Бродского за "заумность", сложные синтаксические конструкции итд.
ОтветитьУдалитьсегодня прочла также слова прот.Игоря Ганагина:
Христос Спаситель пришел в мир уже давно, две тысячи лет тому назад. Но до сих пор многие с Ним так и не встретились. Среди них и те, кто не слышал о Нем, и те, кто, услышав, не поверил. Нам, верующим, должно бы рассказать неслышавшим, уверить неверующих. Почему-то у нас это плохо получается. Почему же?
Да сами-то мы, верующие, встретились со Христом или нет?
Конечно, встретились, ведь обретение веры и есть такая встреча. Не умеем мы, однако, все время жить этой встречей, не получается всегда помнить всем сердцем о Встреченном нами, а точнее, о Встретившем нас. Живое ощущение присутствия Христова вселяет в сердце мир и радость, несмотря ни на что. Праведный Симеон «с миром» пошел умирать. Получается ли у нас «с миром» не то чтобы умирать, а хотя бы жить?
Празднуя Сретение Господне, будем благодарить Бога за то, что эта встреча в нашей жизни все же состоялась, что в ней наша жизнь и наша будущая смерть обрели тот единственный смысл, с которым можно бесстрашно и радостно и жить, и умирать. Для тех, кто приблизился ко Христу, самое главное – эту близость не потерять.
Источник: http://www.pravmir.ru/sretenie-osushhestvlenie-ozhidaemogo/#ixzz3Rm6mGn5r
Спасибо за отклик, Ольга! Рада нашему "совпадению"))) Я тоже не поклонница Иосифа Бродского, но это стихотворение тронуло, в том числе "перетеканием" строк - это создало особое настроение, такую бытийность повествования: это несомненно было, и было вот так одновременно тихо и значительно.
ОтветитьУдалитьПоздравляю всех-всех! Смотрите, какую замечательную открытку увидела, - это всем нашим читателям!
[im#]http://www.pixic.ru/i/00H0w3F4R9H7Y9F6.gif[/im]