"Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне."
Открытый разговор от Евангелии для меня, тогда ещё только делающей первые шаги учителя, стал возможен именно тогда, когда надо было разбирать притчу о Лазаре в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". И каждый раз анализируя с ребятами роман, я с трепетом и радостью смотрю, как отзываются их сердца на весть, что с Богом возможно всё! Что нет пропасти греха, из которой нельзя было бы подняться. Что каждого Господь примет, каждому утрёт слезу! Как искренне они сопереживают Соне и как хорошо чувствуют спасительную силу веры во Христа.
" -- Где тут про Лазаря? -- спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
-- Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
-- Не там смотрите... в четвертом евангелии... -- сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
-- Найди и прочти мне, -- сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.
<...>
Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.
-- Разве вы не читали? -- спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился всё суровее и суровее.
-- Давно... Когда учился. Читай!
-- А в церкви не слыхали?
-- Я... не ходил. А ты часто ходишь?
-- Н-нет, -- прошептала Соня.
<,,,>
-- Читай! -- воскликнул он вдруг настойчиво и раздражительно.
Соня всё колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на "несчастную помешанную".
-- Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. -- прошептала она тихо и как-то задыхаясь.
-- Читай! Я так хочу! -- настаивал он, -- читала же Лизавете!
Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога.
"Был же болен некто Лазарь, из Вифании..." -- произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось.
Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать всё свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь -- "что бы там ни вышло потом!"... Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения... Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:
"И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог".
Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос...
"Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему
(и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала):
Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир".
Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.
"Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?"
Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: "не мог ли сей, отверзший очи слепому..." -- она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... "И он, он -- тоже ослепленный и неверующий, -- он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же", -- мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.
"Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе".
Она энергично ударила на слово: четыре.
"Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,
(громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела):
обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.
Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него".
Далее она не читала и не могла читать, закрыла книгу и быстро встала со стула.
-- Всё об воскресении Лазаря, -- отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь ее еще продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более."
Вот о чём я подумала, вспоминая сегодняшнюю проповедь отца Александра и размышляя над Вашей статьёй. Лазарь после того, как был воскрешён Христом, прожил более 30 лет (если не ошибаюсь), стал даже епископом на Кипре. Но всю оставшуюся жизнь он чувствовал горечь в горле - это напоминание о пережитой им смерти. Поэтому старался чаще вкушать сладости: рахат-лукум, мёд и др. Так вот, если мы так будем изучать русскую литературу, то у наших учеников тоже появится подобная горечь: неудовлетворение, поиск себя, поиск ответов на "проклятые" вопросы, тоска по настоящему и жажда Бога - желание вкусить сладкого : читать Евангелие, чтобы в нём встретиться со Христом.
Вот о чём я подумала, вспоминая сегодняшнюю проповедь отца Александра и размышляя над Вашей статьёй. Лазарь после того, как был воскрешён Христом, прожил более 30 лет (если не ошибаюсь), стал даже епископом на Кипре. Но всю оставшуюся жизнь он чувствовал горечь в горле - это напоминание о пережитой им смерти. Поэтому старался чаще вкушать сладости: рахат-лукум, мёд и др. Так вот, если мы так будем изучать русскую литературу, то у наших учеников тоже появится подобная горечь: неудовлетворение, поиск себя, поиск ответов на "проклятые" вопросы, тоска по настоящему и жажда Бога - желание вкусить сладкого : читать Евангелие, чтобы в нём встретиться со Христом.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья Владимировна, Вы, как всегда, в точку! Про желание заесть горечь - здорово...
ОтветитьУдалить