Протоиерей
Александр Игнатов,
Руководитель
отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии
В переводе с английского слово mix означает
"смесь" или "процесс смешивания" (микширования). Соединять
можно практически все. Что смешали – то и получили!
Есть
продуктовые миксы, например, смесь «ягод лучших сортов», или микс-напитки. И
мы, покупатели, клюём на эту якобы диковинку, на самом деле просто
маркетинговую уловку.
Есть
миксы музыкальные, когда диджеи компонуют треки в определённой последовательности,
а радиослушатели тоннами потребляют этот
продукт. Так, на открытии Олимпиады в
Сочи все восхищались миксом известного Dj Леонида Руденко (стесняюсь
признаться, что не знаю такого диджея, впрочем, как и никакого другого),
«произведение» которого звучало целый час, пока шло представление команд. В
интервью газете «Известия» Руденко
признался, что старался смешать русский мелодизм с мировыми хитами.
Помним, чем закончились его «старания» – под
скандально известную песню «Нас
не догонят» вышла российская сборная. В том же интервью газете «Известия» он
объясняет свой успех следующим: смешивал свои сочинения с известными
музыкальными произведениями: «15 секунд
Таривердиев, потом моя композиция, потом опять Таривердиев». Вот он секрет
успеха: примазаться к таланту, добавить чего-то своего, смешать всё –
«микшировать»– и, как говорят, «проснуться знаменитым»!
В
общем, смешивать стало модно: смешанные единоборства, курительные смеси
(спайсы). Сейчас, Слава Богу, объявлена борьба на государственном уровне с этой
губительной отравой
Есть
ещё слово - фьюжн (с англ. – «слияние»,
«сплав»). Оно не просто модно, а супермодно. Этот стиль популярен и в одежде,
музыке, кулинарии. Например, мороженое с чесноком. Несъедобно? Ошибаетесь. Это
фьюжн! Девушка с вечернем платье и в кедах. Безвкусно? Опять не попали. Это же фьюжн!
Микширование
и фьюжн проникли и в педагогическую, учебную сферу. Сомневаетесь? Почитайте
программы учебников предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры России».
Так,
программа А.Н.Сахарова «Основы религиозных культур народов России» для 5 класса
отводит 12 уроков на изучение православной культуры, 5 уроков на ислам, 5 уроков
авторы предлагают изучать иудаизм и
5 - буддизм. Всё тот же модный микс,
причём, если Dj
старается треки совместить, то авторы программы к этому не стремятся. Например,
тема урока №13 «Святые Пётр и Феврония – образец супружеской верности и
покровители семьи и брака», а следующий урок №14 - «Проникновение ислама в Россию. Посольство
булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Орде». Или:
урок 18 «Семья – домашняя школа мусульман», а 19-й - «Появление иудейских общин в Древней Руси» и
т.д. Вот такое мороженое с чесноком. Самая большая опасность в том, что ребенок
в возрасте 11 - 12 лет с еще не сформированной духовно-нравственной основой
может сделать неправильные выводы и прийти к совершенному нигилизму: «Как много
религий! Получается, что у каждого своя
правда. Зачем тогда в кого-то или во что-то верить? Я по своей правде буду
жить». Это большая опасность.
Вы
скажете, что уже хорошо, что в программе православию отведено целых 12 часов, в
2 раза больше, чем всем остальным религиям. Но давайте посмотрим на содержание
некоторых уроков, Например, урок по теме «Православие в традициях русского
народа». Программа даёт содержание этого урока: «Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крёстные
родители. Именины. Обряд отпевания. Преображение Господне. Яблочный Спас.
Пословицы и поговорки религиозного характера». Микс? Фьюжн? Наверное,
всё-таки это Вавилон
Авторы
программы согласно требованиям ФГОС прописывают виды учебной деятельности. Так,
виды деятельности учащихся на уроке «Дом и семья в православии» следующие:
«Объяснять смысл понятий «красный угол», «мясоед». Может, лучше о посте
рассказать детям, о воздержании, о сдерживании своих страстей, ведь предметная область-то «Основы духовно-нравственной культуры»?!
Или
тема «Православие в современной России». Среди видов учебной деятельности – «понимать и принимать ценности и идеалы,
проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание и
добро». Социальная справедливость – ценность, проповедуемая Церковью?!
Церковь выступает за свободу, равенство и братство?! Разве жажда социальной
справедливости – это не что иное как зависть шариковых к состоятельным людям?
Может быть, ошибаюсь? Но вот совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл встречался
с премьер-министром Греции и разговор у них зашёл о социальной справедливости.
И вот что сказал Святейший.
Говоря о возможных социальных переменах в
жизни Греции, патриарх Кирилл указал Алексису Ципрасу на то, что в любом случае
необходимо сохранить духовные и нравственные ценности народа. « В Советском Союзе многое делалось для
того, чтобы установить социальную справедливость. Вся мощь сверхдержавы –
экономика, политика, наука, искусство, спорт – была направлена на достижение
этой цели. Но не получилось. Почему? Потому что был проигнорирован очень важный
фактор, без которого никакой социальной справедливости достичь невозможно, −
нравственная, духовная основа человеческой личности. Ни в коем случае нельзя
повторять этой ошибки, которая была сделана на моей Родине, — отметил
Первосвятитель. Патриарх выразил уверенность в том, что борьба за социальную
справедливость не должна сопровождаться разрушением духовных устоев общества. «Человек может быть справедливым, только
когда в душе у него есть определенная склонность к этому. И я очень надеюсь,
что Вы и ваше правительство во имя блага греческого народа будете делать все
для того, чтобы, развивая идею социальной справедливости, поддерживать и
сохранять духовные и нравственные основы жизни вашего народа», — добавил
Святейший.
Продолжаем
знакомство с программой А.Н.Сахарова. Целесообразно ли включение в программу 5
класса следующих тем: «Борьба с исламом в СССР», «Репрессии против иудеев в
СССР», «Гонения на буддизм в СССР»? Что останется в голове у ребёнка, который
ещё ничего не знает о Советском Союзе (по истории в 5 классе изучается древний
мир)? О том, что русские боролись с разными религиями и гнали инакомыслящих?
А
о чём должен рассказывать учитель на уроке, посвящённом «роли ислама в
сохранении мира»? Должен говорить правду или врать? Если правду, то надо
рассказать об ИГИЛ. Но будет ли это разговор
о «роли ислама в сохранении мира»?
А на уроке «Семья – домашняя школа мусульман» надо ли рассказывать о браке на час?
Мы
рассмотрели одну лишь программу под редакцией А.Н.Сахарова, но, не
сомневайтесь, такими же являются программы и других авторов, так как все они
являются миксами.
Что
делать? Если предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» будет представлена в вашей школе уроками, можно взять программу
А.В.Бородиной. Знаю, что многих учителей пугает церковнославянский язык. Но,
изучив программу, видим, что собственно церковнославянскому языку отведено 18
часов, то есть половина времени, 2-е полугодие. А в 1-м полугодии темы,
связанные с языком и религией («Духовность и язык», «Священное Писание о
языке», «Происхождение языка»), родным языком («Русский язык в поэзии»,
«Священное Писание в нашей речи»), историей русского языка («Происхождение
духовной лексики», «Святые Кирилл и Мефодий», «Назначение славянской азбуки»).
Какое учительское сердце (если это сердце русского учителя, думающего,
учителя-патриота) радостно не забьётся от таких тем, на которые необходимо говорить
с детьми, на которые обычно не хватает времени на уроках русского языка.
А
во 2-м полугодии уже это сердце будет замирать от чтения на церковнославянском
10 заповедей, Заповедей Блажества, а потом текстов о двунадесятых праздниках.
В
помощь учителям города отдел религиозного образования и катехизации
Екатеринодарской епархии предлагает проведение постоянно действующего семинара
по церковнославянскому языку на базе «РПШ». В «Русской Православной школе»
накоплен богатый (20-летний) опыт преподавания
церковнославянского языка, разработаны дидактические и контрольно-измерительные материалы.
Если предметная область «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» будет реализовываться в вашей школе
через внеурочную деятельность, никто не мешает учителю написать программу
внеурочной деятельности и утвердить её на педагогическом совете. «Русская
Православная школа» также может поделиться программой внеурочной деятельности
для 5 класса «Православное экскурсоведение», можете назвать её «Дорога к храму»
или «Юный экскурсовод». Углубленное знакомство учащихся с историей
православного храма, житиями святых расширит кругозор ребят, окажет
непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, поможет найти
образец для подражания. Приобретенные в ходе экскурсионной работы знания и навыки будут полезны
школьникам, какую бы профессию в будущем они ни выбрали. Программа
предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции,
консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими
источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение храмов
города, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить
с полным классом, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и
индивидуальные занятия. Программа даёт возможность обучающимся достичь
определённого уровня профессиональной
деятельности, который позволит им проводить
образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов
школы.
Отец Александр, как всегда преклоняюсь пред вашей способность четко расставить акценты и умело аргументировать. К сожалению, очень многие сегодня до сих пор не понимают значение слова "духовно - нравственное". Этот вопрос каждый год поднимается на нашем профессиональном конкурсе "Учитель года Кубани", на семинарах. Может быть,если есть такая возможность, направить четкие рекомендации по программам в школы? Чтобы люди знали,что можно использовать в работе, а что недопустимо?
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, Вы правы, что отец Александр всегда видит дальше и попадает в цель. О миксе в программе Сахарова он подробно говорил на методическом объединении учителей ОПК и ОРКСЭ города Краснодара. С большим вниманием учителя слушали его, записывали, потом долго не отпускали. Многие признавались, что программу-то выбрали и собрались по ней работать, но совсем не читали её, поэтому выступление батюшки было для них очень и очень полезным. Отдел религиозного образования не может, к сожалению, отправить методические рекомендации в светские учреждения. Это забота ККИДППО. Жаль, что не отец Александр его возглавляет.
ОтветитьУдалить