Страницы

вторник, 1 сентября 2015 г.

Микс, фьюжн или Вавилон? (Мысли вслух после знакомства с программами по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса)

Протоиерей Александр Игнатов,
Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии
 В переводе с английского слово mix означает "смесь" или "процесс смешивания" (микширования). Соединять можно практически все. Что смешали – то и получили!
Есть продуктовые миксы, например, смесь «ягод лучших сортов», или микс-напитки. И мы, покупатели, клюём на эту якобы диковинку, на самом деле просто маркетинговую уловку.
Есть миксы музыкальные, когда диджеи компонуют треки в определённой последовательности, а  радиослушатели тоннами потребляют этот продукт. Так, на открытии  Олимпиады в Сочи все восхищались миксом известного Dj Леонида Руденко (стесняюсь признаться, что не знаю такого диджея, впрочем, как и никакого другого), «произведение» которого звучало целый час, пока шло представление команд. В интервью газете «Известия» Руденко  признался, что старался смешать русский мелодизм с мировыми хитами. Помним, чем закончились его «старания» – под  скандально известную песню  «Нас не догонят» вышла российская сборная. В том же интервью газете «Известия» он объясняет свой успех следующим: смешивал свои сочинения с известными музыкальными произведениями: «15 секунд Таривердиев, потом моя композиция, потом опять Таривердиев». Вот он секрет успеха: примазаться к таланту, добавить чего-то своего, смешать всё – «микшировать»– и, как говорят, «проснуться знаменитым»!
В общем, смешивать стало модно: смешанные единоборства, курительные смеси (спайсы).  Сейчас,  Слава Богу,  объявлена борьба на государственном уровне с этой губительной отравой
Есть ещё слово -  фьюжн (с англ. – «слияние», «сплав»). Оно не просто модно, а супермодно. Этот стиль популярен и в одежде, музыке, кулинарии. Например, мороженое с чесноком. Несъедобно? Ошибаетесь. Это фьюжн! Девушка с вечернем платье и в кедах. Безвкусно? Опять не попали. Это же фьюжн!
Микширование и фьюжн проникли и в педагогическую, учебную сферу. Сомневаетесь? Почитайте программы  учебников предметной области «Основы духовно-нравственной культуры России».

  Так, программа А.Н.Сахарова «Основы религиозных культур народов России» для 5 класса отводит 12 уроков на изучение православной культуры, 5 уроков на ислам, 5 уроков авторы предлагают изучать  иудаизм и 5  - буддизм. Всё тот же модный микс, причём, если Dj старается треки совместить, то авторы программы к этому не стремятся. Например, тема урока №13 «Святые Пётр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака», а следующий урок №14 -  «Проникновение ислама в Россию. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Орде». Или: урок 18 «Семья – домашняя школа мусульман», а 19-й  - «Появление иудейских общин в Древней Руси» и т.д. Вот такое мороженое с чесноком. Самая большая опасность в том, что ребенок в возрасте 11 - 12 лет с еще не сформированной духовно-нравственной основой может сделать неправильные выводы и прийти к совершенному нигилизму: «Как много религий! Получается, что  у каждого своя правда. Зачем тогда в кого-то или во что-то верить? Я по своей правде буду жить». Это большая опасность.
Вы скажете, что уже хорошо, что в программе православию отведено целых 12 часов, в 2 раза больше, чем всем остальным религиям. Но давайте посмотрим на содержание некоторых уроков, Например, урок по теме «Православие в традициях русского народа». Программа даёт содержание этого урока: «Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крёстные родители. Именины. Обряд отпевания. Преображение Господне. Яблочный Спас. Пословицы и поговорки религиозного характера». Микс? Фьюжн? Наверное, всё-таки это Вавилон
Авторы программы согласно требованиям ФГОС прописывают виды учебной деятельности. Так, виды деятельности учащихся на уроке «Дом и семья в православии» следующие: «Объяснять смысл понятий «красный угол», «мясоед». Может, лучше о посте рассказать детям, о воздержании, о сдерживании своих страстей,  ведь предметная область-то «Основы духовно-нравственной культуры»?!
Или тема «Православие в современной России». Среди видов учебной деятельности – «понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание и добро». Социальная справедливость – ценность, проповедуемая Церковью?! Церковь выступает за свободу, равенство и братство?! Разве жажда социальной справедливости – это не что иное как зависть шариковых к состоятельным людям? Может быть, ошибаюсь? Но вот совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл встречался с премьер-министром Греции и разговор у них зашёл о социальной справедливости. И вот что сказал Святейший.
 Говоря о возможных социальных переменах в жизни Греции, патриарх Кирилл указал Алексису Ципрасу на то, что в любом случае необходимо сохранить духовные и нравственные ценности народа. « В Советском Союзе многое делалось для того, чтобы установить социальную справедливость. Вся мощь сверхдержавы – экономика, политика, наука, искусство, спорт – была направлена на достижение этой цели. Но не получилось. Почему? Потому что был проигнорирован очень важный фактор, без которого никакой социальной справедливости достичь невозможно, − нравственная, духовная основа человеческой личности. Ни в коем случае нельзя повторять этой ошибки, которая была сделана на моей Родине, — отметил Первосвятитель. Патриарх выразил уверенность в том, что борьба за социальную справедливость не должна сопровождаться разрушением духовных устоев общества. «Человек может быть справедливым, только когда в душе у него есть определенная склонность к этому. И я очень надеюсь, что Вы и ваше правительство во имя блага греческого народа будете делать все для того, чтобы, развивая идею социальной справедливости, поддерживать и сохранять духовные и нравственные основы жизни вашего народа», — добавил Святейший.
Продолжаем знакомство с программой А.Н.Сахарова. Целесообразно ли включение в программу 5 класса следующих тем: «Борьба с исламом в СССР», «Репрессии против иудеев в СССР», «Гонения на буддизм в СССР»? Что останется в голове у ребёнка, который ещё ничего не знает о Советском Союзе (по истории в 5 классе изучается древний мир)? О том, что русские боролись с разными религиями и гнали инакомыслящих?
А о чём должен рассказывать учитель на уроке, посвящённом «роли ислама в сохранении мира»? Должен говорить правду или врать? Если правду, то надо рассказать об ИГИЛ. Но будет ли это разговор  о «роли ислама в сохранении мира»?  А на уроке «Семья – домашняя школа мусульман» надо ли рассказывать о  браке на час?
Мы рассмотрели одну лишь программу под редакцией А.Н.Сахарова, но, не сомневайтесь, такими же являются программы и других авторов, так как все они являются миксами.
Что делать? Если предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет представлена в вашей школе уроками, можно взять программу А.В.Бородиной. Знаю, что многих учителей пугает церковнославянский язык. Но, изучив программу, видим, что собственно церковнославянскому языку отведено 18 часов, то есть половина времени,    2-е полугодие. А в 1-м полугодии темы, связанные с языком и религией («Духовность и язык», «Священное Писание о языке», «Происхождение языка»), родным языком («Русский язык в поэзии», «Священное Писание в нашей речи»), историей русского языка («Происхождение духовной лексики», «Святые Кирилл и Мефодий», «Назначение славянской азбуки»). Какое учительское сердце (если это сердце русского учителя, думающего, учителя-патриота) радостно не забьётся от таких тем, на которые необходимо говорить с детьми, на которые обычно не хватает времени на уроках русского языка.
А во 2-м полугодии уже это сердце будет замирать от чтения на церковнославянском 10 заповедей, Заповедей Блажества, а потом текстов о двунадесятых праздниках.
В помощь учителям города отдел религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии предлагает проведение постоянно действующего семинара по церковнославянскому языку на базе «РПШ». В «Русской Православной школе» накоплен богатый (20-летний)  опыт преподавания церковнославянского языка, разработаны дидактические и  контрольно-измерительные материалы.
Если  предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» будет реализовываться в вашей школе через внеурочную деятельность, никто не мешает учителю написать программу внеурочной деятельности и утвердить её на педагогическом совете. «Русская Православная школа» также может поделиться программой внеурочной деятельности для 5 класса «Православное экскурсоведение», можете назвать её «Дорога к храму» или «Юный экскурсовод». Углубленное знакомство учащихся с историей православного храма, житиями святых расширит кругозор ребят, окажет непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, поможет найти образец для подражания. Приобретенные в ходе экскурсионной  работы знания и навыки будут полезны школьникам, какую бы профессию в будущем они ни выбрали. Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение храмов города, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить с полным классом, но по мере роста опыта детей следует делать больший  упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия. Программа даёт возможность обучающимся достичь определённого уровня профессиональной  деятельности, который позволит им проводить образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов школы.


2 комментария:

  1. Ольга Ластовка3 сент. 2015 г., 16:03:00

    Отец Александр, как всегда преклоняюсь пред вашей способность четко расставить акценты и умело аргументировать. К сожалению, очень многие сегодня до сих пор не понимают значение слова "духовно - нравственное". Этот вопрос каждый год поднимается на нашем профессиональном конкурсе "Учитель года Кубани", на семинарах. Может быть,если есть такая возможность, направить четкие рекомендации по программам в школы? Чтобы люди знали,что можно использовать в работе, а что недопустимо?

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Александровна, Вы правы, что отец Александр всегда видит дальше и попадает в цель. О миксе в программе Сахарова он подробно говорил на методическом объединении учителей ОПК и ОРКСЭ города Краснодара. С большим вниманием учителя слушали его, записывали, потом долго не отпускали. Многие признавались, что программу-то выбрали и собрались по ней работать, но совсем не читали её, поэтому выступление батюшки было для них очень и очень полезным. Отдел религиозного образования не может, к сожалению, отправить методические рекомендации в светские учреждения. Это забота ККИДППО. Жаль, что не отец Александр его возглавляет.

    ОтветитьУдалить