вторник, 13 октября 2015 г.

Нобелевская политика


Этот пост нельзя читать проверяющим сотрудникам Рособрнадзора, потому что  вчера я нарушила тематическое планирование и вместо романтизма Жуковского рассказывала совсем о другом. Что же толкнуло меня на такое преступление?

 Новость о том, что Нобелевскую премию в 2015 получит русскоязычный автор Светлана Алексиевич. Неужели?! Почему именно она прибавилась к списку великих? И в чём его великость? А судьи кто? Все эти вопросы посыпались на меня от моих учеников. Надо отвечать.

 Пришлось рассказать, что Нобелевскую премию почти всегда вручают не за художественные достоинства произведения, не за мастерство писателя, а за его политические взгляды. Так было с Буниным, Пастернаком, Солженицыным и тем более с Бродским.  Все они на момент получения премии были в конфликте с властью. Об этом очень хорошо в своей статье «Нобелевский миф» ещё в 1997 году написал Вадим Валерьянович Кожинов, доказавший, что   всемирная авторитетность Нобелевской премии не более чем пропагандистский миф.

С Алексиевич история та же. Шведские академики традицию не нарушили и в этом году: премия присуждена вновь в свете политических мотивов второстепенному (если не сказать третьестепенному) писателю. Новоиспечённая лауреатка последние годы жила в Европе и, вернувшись,  охотно ругает Россию, нашего президента, Крым. Может, это имели в виду шведские академики, когда объявили присуждение премии Светлане Алексиевич за «многоголосное творчество»? В интернете опубликованы яркие цитаты С.Алексиевич. Вначале не поверила, нашла видеоролики с интервью и всё, что помещаю ниже, слышала своими ушами:
Я недавно вернулась из Москвы, застала там майские праздники. Слышала, как неделю гремели по ночам оркестры и танки по мостовым. Ощущение, что побывала не в Москве, а в Северной Корее.

Митинг за победу в Крыму собрал 20 тысяч человек с плакатами: «Русский дух непобедим!», «Не отдадим Украину Америке!», «Украина, свобода, Путин». Молебны, священники, хоругви, патетические речи - какая-то архаика….Я оглянулась: ярость и ненависть на лицах.

Как можно заливать страну кровью, производить преступную аннексию Крыма и вообще разрушать весь этот хрупкий послевоенный мир? Нельзя найти этому оправдания. Я только что из Киева и потрясена теми лицами и теми людьми, которых я видела. Люди хотят новой жизни, и они настроены на новую жизнь. И они будут за нее драться.

Даже страшновато разговаривать с людьми. Только и твердят «крымнаш», «донбасснаш» и «Одессу несправедливо подарили». И это всё разные люди. 84% сторонников Путина — это реальная цифра. Ведь многие русские люди просто замолчали. Они напуганы, как и мы, те, кто находится вокруг этой огромной России. Я не люблю эти 84% россиян, которые призывают убивать украинцев.

Один итальянский ресторатор вывесил объявление «Русских не обслуживаем». Это хорошая метафора. Сегодня мир снова начинает бояться: что там в этой яме, в этой бездне, которая обладает ядерным оружием, сумасшедшими геополитическими идеями и не владеет понятиями о международном праве.

Мы имеем дело с русским человеком, который за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо. Человеческая жизнь для него ничего не стоит, и понятие о великости не в том, что человек должен жить хорошо, а в том, что государство должно быть большое и нашпигованное ракетами. На этом огромном постсоветском пространстве, особенно в России и Беларуси, где народ вначале 70 лет обманывали, потом еще 20 лет грабили, выросли очень агрессивные и опасные для мира люди.

Ну уж точно не Православие, самодержавие и что там... народность? Это тоже такой секонд-хенд.

А Путин, похоже, пришел надолго. Опрокинул людей в такое варварство, такую архаику, средневековье. Вы знаете, это надолго. И еще Церковь в этом участвует… Это не наша Церковь. Церкви нет.


Вот об этом и был наш урок.  А вывод мои ученики  сделали сами: «Хорошо, что не присуждают эту премию нашим писателям, значит они настоящие!»
 Я же, повторяя за любимым В.Крупиным, комментировавшим присуждение премии, заканчиваю и урок, и пост словами: «Бог ей судья».
P.S. Буду ждать нобелевскую речь белорусской русофобки.Уверена, что за 1 млн. долларов скажет всё, как надо.
                                                    Наталья Владимировна
                 

2 комментария:

  1. Я, как полагается, в 9 -м классе рассказывала о романтизме в творчестве Жуковского, но дома, узнав из новостей о победе "русскоязычного писателя" сразу подумала - это за гадости о русских. Дело было на кухне ( я готовила ужин, муж помогал) заговорили о Бунине, Пастернаке, Шолохове, Когда сказала, что был ещё Бродский - искреннее удивление: "Это кто и за что?"
    Я ответила: "Думаю, за то же, что и номинант этого года". Поговорили и забыли, спасибо за информацию. Думаю ко времени её узнать всем учителям и людям культуры, чтобы не говорить с придыханием "нобелевский лауреат", а понимать, что не всё то золото, что блестит.

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна13 окт. 2015 г., 23:06:00

    Никогда не была знатоком её творчества. "У войны не женское лицо" - вот, пожалуй, книга, о которой приходилось говорить. Ещё "Последние свидетели" - тоже о Великой Отечественной. Но в контексте обвинения фашизма ужас смерти и крови был понятен и близок каждому. А потом...
    Бедная женщина. Она так много лет ненавидит. Культивирует ненависть, будто расковыривает заживающую рану. Ей, должно быть, так страшно - на краю пустоты, в безверии. Спаси и сохрани от такой пропасти внутри!..

    ОтветитьУдалить