Страницы

суббота, 12 марта 2016 г.

С возвращением!

Общество любителей русской словесности было создано в далёком 1811 году и уже тогда выступило в роли своеобразного "третейского судьи" в вопросах взаимодействия филологии и времени. Вспомним хотя бы резкие споры "шишковистов" и "карамзинистов" о судьбе русского литературного языка и взвешенную позицию членов Общества: они видели цель в создании "здравой" словесности. Потом были 27 томов филологических трудов, учреждение стипендии в Историко-филологическом университете, многолетняя работа по изучению литературного наследия Пушкина, Гоголя, Грибоедова... Не перечесть!
Прошло чуть более двух веков, и мы снова нуждаемся в голосе разума. В мудром слове людей, для которых новаторство не затмит традиций, а чиновничье послушание - человеческих чувств. Именно поэтому возродилось Общество русской словесности, и - слава Богу! - возглавил его Патриарх. А ещё я с радостью увидела имена епископа Егорьевского Тихона, наместника московского Сретенского монастыря, председателя правления Союза писателей России В.Н. Ганичева, народного артиста России Н.П. Бурляева и еще многих серьёзных специалистов в  области.


Уже после первого заседания принято решение о проведении важнейших мероприятий: съезда учителей литературы и русского языка и форума родительской общественности с целью выработки согласованной позиции по наиболее острым и актуальным проблемам школьного филологического образования. И знаете, меня поразил - нет, пронзил - один журналистский комментарий: наконец у учащих и учащихся будет возможность высказаться и донести свои суждения до Министерства образования, которое как-то совершенно автономно, кулуарно, принимало и принимает решения, касающиеся нас всех. А ведь и на самом деле, не припомню я (ни как учитель с изрядным стажем, ни как родитель), чтобы хотя бы какой-нибудь хиленький опросик предложили, модный ныне мониторинг мнений организовали... Учителя - государевы люди - смиренно тянут лямку, на ходу соображая, как научить писать одиннадцатиклассников писать сочинения за полгода-год, при загубленной системе развития речи. Ваяют шаблоны, банки аргументов, схемы и таблицы, стараясь подладиться под клиповое мышление учеников... Родителям, хоть и считаются они ныне "главными" - потребителями образовательных услуг, тоже приходится помалкивать. Хотя каждому, кто прошёл через опустошающий семейный бюджет ад ОГЭ - ЕГЭ, наверное, есть что сказать... 

         Слова Патриарха надо бы разослать "подмётными письмами" каждому - учителю, чиновнику от образования - как наставление, памятку, руководство к действию: "Традиционная русская школа — неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики. Удивительно — добродетельная жизнь как непременное условие формирования личности! Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления — чему учили в школе, тому учили и дома.
      Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особе выделяя математику, а с другой — русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божиего. Все это формировало здоровое национальное самосознание, высокий уровень нравственности и, как результат, верность своей Родине.
       Любой советский школьник мог легко прочитать наизусть письмо Татьяны, отрывок из «Бородино», процитировать Грибоедова, Достоевского, Некрасова, Толстого, Горького, в чем я недавно убедился, прогуливаясь по набережной Магелланова пролива перед поездкой в Антарктиду и общаясь с членами делегации. Мы наперебой цитировали «Песню о буревестнике» — все-таки что-то оставалось даже у пожилых людей с тех самых лет школьного обучения. Читая эти произведения, осмысливая их, дети познавали мир, у них формировались представления о добре и зле, о правде и лжи, о порядочности и преступности, усваивался опыт предыдущих поколений, развивалась культура речи и мышления, обретался художественный вкус; наконец, они приобщались к национальной истории.
      В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что
родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность. Ведь народ — это общность людей, но не только живущих, но и общность поколений настоящих и прошедших. Понятие «народ» объединяет людей как по горизонтали — ныне живущих, так и по исторической вертикали. Сказанное верно, но не только по отношению к русскому языку и литературе, но и вообще по отношению к школе как понятию и институции.
        Не скрою, что меня беспокоит растущее количество обращений самых разных людей — родителей и учителей, деятелей культуры и ученых, которые бьют тревогу в связи с резким падением знаний школьников, особенно в области литературы и русского языка. Стремительно снижается грамотность — чтобы убедиться в этом, достаточно почитать записи в соцсетях. Мы с радостью приветствуем возвращение в школу практики написания сочинений, однако назвать радужным положение в образовании пока не можем. Мы перестали быть, как я уже сказал, одной из самых читающих стран, и балл ЕГЭ по русскому языку снижен.
       О чем это свидетельствует и какие последствия это может иметь? Безусловно, школьник, не знающий свой язык и не приобщающийся к национальной культуре и, в первую очередь, к литературе, отрывается от своих корней. Ему сложнее осознавать и тем более чувствовать сопричастность по той самой исторической вертикали со своим народом, с великими событиями прошлого, разделять нравственные, духовные и культурные идеалы с национальными героями и выдающимися личностями.
        Современное общество привыкло говорить, что молодое поколение индивидуалистично, прагматично, плохо владеет словом, не любит читать. Мне приходится общаться с молодыми людьми, и я вижу, как разгораются их глаза, когда говоришь о примерах из прошлого, в том числе о литературных примерах, когда они вдруг узнают то, о чем, к сожалению, не узнали в школе. Живой интерес ко всему этому есть, а иначе и быть не может. Мы не должны исключать того, что генетическая наследственность переносит не только физические или умственные потенции, но и склонности и даже идеалы, сформированные предыдущими поколениями. Так что же нужно сделать, чтобы открыть эти потенции? Нужно помочь детям, и, думаю, очень важно, чтобы эта помощь началась со школы, в том числе с выработки серьезного подхода к преподаванию русского языка и литературы."

Я очень верю, что с Божией помощью у нас все получится! С возвращением, Общество русской словесности!

Виктория Викторовна.


1 комментарий:

  1. Теперь у нас есть хотя бы надежда. Ситуация с литературой настолько серьёзная и важная, что руководство страны, наверняка, понимает, что в этом вопросе без Божией Помощи не обойтись. Поэтому-то и Святейшего попросили возглавить Общество русской словесности. Вы правы, Виктория Викторовна, выступление Патриарха необходимо изучить внимательно с коллегами на педагогических советах, обсудить решения заседания.... Посмотрела фотографии этого мероприятия, порадовалась - достойнейшие люди, которые могут принести большую пользу в деле изменения подхода к преподаванию литературы в школе. На одной фотографии увидела любимого писателя В.Н.Крупина. У меня недавно была с ним такая удивительная и тёплая встреча. Просто "нечаянная радость"! Хотела в блоге рассказать, но как-то завозилась, отвлеклась - суета. Но ничего, будет что на Форуме рассказать.

    ОтветитьУдалить