Сергей Александрович Кравец снова делится с нами важными мыслями и фактами, и это не праздный разговор: герои блокбастеров и фантастических боевиков пленяют сердца мальчишек. Задумаемся!
Что было, то и будет; и что делалось, то и
будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот
это
новое"; но это было уже в веках, бывших
прежде нас.
Нередко высказывается мнение, что Голливуд создал новую религию, которая через свою миссионерскую продукцию несет новые ценности всему земному шару. Но так ли это на самом деле? Действительно ли Голливуд, следуя всепоглощающему прогрессу, создает принципиально что-то новое: сюжеты, героев, ценности?
По словам министра культуры Владимира Мединского, прокат голливудской кинопродукции в России составляет приблизительно 70%, даже несмотря на то, что 2016 год объявлен Годом российского кино. Очевидно, что при такой неравной доле по отношению к отечественной кинопродукции влияние на мировоззрение общества у «американского кино» гораздо шире. Через яркие образы фильмов Голливуда ведется активная пропаганда «новых» ценностей; кроме того, фильмы и рекламу о них показывают по всему миру. Происходит как бы невольное и необдуманное заимствование ценностей, противоречащих ценностным установкам отечественной культуры.
Что же такое язычество?
Язычество - обозначение нехристианских религий, политеистических. Характерная черта - вера во множество богов. В основе культуры язычества лежит миф – исторически первая форма сознания и культуры. Однако «миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. Свящ. Павел Флоренский: "В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла."Точное определение язычества как религии находим у святого апостола Павла. По его определению, язычники — это люди, которые «служили твари вместо Творца» (Рим. 1, 25). В основе язычества лежит обожествление не только видимого материального мира, но и обожествление внутреннего, психического состояния человека.
В своем развитии язычество прошло три основные стадии.На низшей ступени своего развития оно представляет собой примитивный фетишизм. Здесь мы сталкиваемся с грубым обожествлением природы, начиная с камня и заканчивая солнцем и звездами. Следующей ступенью развития язычества является обожение предметов и природных явлений не самих по себе, а как носителей божества, символов его присутствия и органов действия. Эта ступень носит название шаманизма или символизма. Ей присущ демонический культ, то есть обожествление предполагаемых в предмете или явлении таинственных сил, или духов. Таковыми предметами являются священные рощи, леса, реки, горы, священные камни древних греков и священные животные у древних египтян. На этой стадии обожествляется и звездный мир. Он представляется носителем таинственных сил, населяющих звезды и планеты, которые являются вершителями судеб людей и целых цивилизаций. Высшей и последней ступенью развития язычества является идея общемировой сущности, Абсолюта, имманентного нашему тварному миру. Эта сила пронизывает собой все творение: она во всем, и все является этой силой. На этой стадии мы сталкиваемся с пантеизмом в чистом виде. Все — от малой травинки до человека — является эманацией Божества. Причем Абсолют становится недоступным, ему нет дела до этого мира, его место занимают низшие духовные сущности, требующие поклонения себе и заботящиеся о сотворенном мире. Обоготворив весь окружающий мир, язычество останавливается на человеке, обожествляя его духовные силы и возможности. А для раскрытия еще больших сверхъестественных возможностей человеку предлагается обратиться за помощью к духам-покровителям через всевозможные оккультные практики и магические обряды. На этой стадии язычество останавливается, так как весь окружающий мир полностью обожествлен, а переступить за черту материального мира и подняться до идеи Существа надмирного оно не способно.
Обратимся к истории возникновения язычества. Причиной его появления является ложный путь самоопределения человека. Именно желание сразу стать «как боги», описанное в книге Бытия и приведшее к грехопадению, а не постепенное возрастание в богопознании, лежит в основе язычества. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу и подобию Божию, человек избирает легкий путь, не требующий усилий, но обещающий быстро дать познание добра и зла, получить полноту знаний о духовном мире сразу, без борьбы и труда над собой — стать сразу «богом» без Бога. Но этот путь отрывает человека от источника бытия — Бога, и культивирует гордыню — корень всех страданий человека.
Обратимся к истории возникновения язычества. Причиной его появления является ложный путь самоопределения человека. Именно желание сразу стать «как боги», описанное в книге Бытия и приведшее к грехопадению, а не постепенное возрастание в богопознании, лежит в основе язычества. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу и подобию Божию, человек избирает легкий путь, не требующий усилий, но обещающий быстро дать познание добра и зла, получить полноту знаний о духовном мире сразу, без борьбы и труда над собой — стать сразу «богом» без Бога. Но этот путь отрывает человека от источника бытия — Бога, и культивирует гордыню — корень всех страданий человека.
Человек и сверхсущества (боги)
Несмотря на кажущуюся новизну и якобы "огромный шаг вперед" кинематографа, многие сюжеты и отношения между героями либо людьми и сверхсуществами (роботы, инопланетяне, трансформеры и др.) строятся на языческом мировоззрении, присущем людям еще в дохристианские времена.
Рассмотрим и сравним отношения людей и богов в древнегреческих и других мифах и сказаниях с отношениями людей и сверхсуществами в современных фильмах на примере популярных блокбастеров.
Трансформер Зевс
По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны и всемогущие боги олимпа. Греки считали, что боги очень похожи на людей с присущими им как положительными чертами, так и отрицательными. Они могли испытывать страх, горе, боль, злость и другие человеческие чувства. В отношениях между богами процветали хитрость, зависть, мстительность, вероломство, разврат и прочее.
Боги в древней Греции были могущественными существами, но не всемогущими. Своей судьбы они не знали, однако могли повлиять на судьбы людей. Люди для богов были всего лишь простыми смертными, с которыми они могли сделать все что угодно, иногда в некоторых случаях использовать в своих целях, давая взамен какие-либо сверх способности. Но в конечном итоге человек всегда проигрывал и заканчивал свою жизнь в потрясениях и страданиях. Например, Геракл, корчившись от боли, пытался сорвать с себя все одежды, которые были пропитаны кровью Несса и сдирались вместе с кожей. Деянира (одна из его жен) поняла, что сама убила своего мужа, закончила жизнь самоубийством, бросившись на меч. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, Геракл бросился в огонь, чтоб избавиться от мук. Впрочем и другие, как Тесей, Ясон, Агамемнон, Аякс, Ахилл, Эдип - все эти великие герои трагически заканчивают свою жизнь, теряя все.
Греки чувствовали полную зависимость от воли богов. Они верили, что боги всегда находятся где-то рядом и следят за жизнью людей. Любое более или менее знаменательное событие предварялось жертвоприношениями.
В современных фильмах, по аналогии с мифологией язычества, роль богов играют различные сверхусущества, например, такие как популярные роботы-трансформеры из одноименной серии блокбастера или всемогущие инопланетяне. Они также между собой плетут интриги, ведут войны. Люди для них вроде насекомых, иногда могут использоваться, как инструмент в достижении корыстных интересов и могут быть с легкостью принесены в жертву. Также часто являются помехой на их пути.
Четкого понятия добра и зла в этих мирах не существует. Границы между ними в современном и древнем язычестве весьма условны. Где по замыслу создателей положительные и отрицательные образы героев-богов - разобраться не просто. И те и другие ведут себя примерно одинаково. Выбор между как бы положительными и отрицательными героями может быть подсказан, например, по цвету: красные значит нормальные, а синие - не очень. «Крутость» — вот главный критерий измерения «нового мира» по образцу когда-то языческого. Кто обладает большим вооружением или может метать молнии, тот и круче, в том смысле, что лучший.
Языческие боги их современные «копии» очень далеки от понимания Божественности в Христианстве. Христианский Бог – это любовь. Он милосердствует, долготерпит и всегда прощает. Он – Бог, поэтому лишен человеческих слабостей.
Супергерои и их прототипы с языческих мифов
В современных фильмах очень популярныы темы о супергероях, например о таких как супермен, железный человек, спаркс, крриш и другие. Свои сверхвозможности они получили в результате какого-либо чудесного случая либо технического изобретения - падения метеорита, или прохождения через некие волны и т. д. Либо они являются не совсем людьми а, например, пришельцами с другой планеты по аналогии с античными героями-полубогами. История фильмов о супергероях уводит нас в далекий 1943 год к сериалу «Бэтмен», первой экранизации истории о герое комиксов Бэтмене - вымышленном супергерое, персонаже комиксов, впервые появившимся в 1939 году. Вместе с Суперменом и Человеком-пауком, Бэтмен является сегодня одним из самых популярных и известных героев комиксов. Поэтому фильмов о супергерое Бэтмене снято немало. И, несмотря на то, что Супермен появился немногим раньше, первым фильмом о супергероях стал именно «Бэтмен», о Супермене же в 1941 году был снят мультфильм.
Настоящий бум фильмов о супегероях пришелся на двухтысячные годы - время колоссальных возможностей кинематографа, компьютерных спецэффектов и невероятных бюджетов. Голливуд выпускает новые фильмы про супергероев каждый год и любителям этого жанра не приходится скучать по таким героям.
Если проанализировать супергероев, то их объединяет одно: все они должны обладать сверхчеловеческой силой и иметь необычные костюм или маску, которые бы могли скрывать их настоящее лицо. Если проводить анализ кинематографа на эту тему, то фильмы о супергероях - это всегда фантастика, сконцентрированная на действиях одного или нескольких супергероев против зла. В качестве зла всегда выступает "повседневный" криминал и враг в лице самого главного злодея. Все фильмы про супергероев почти всегда относятся к жанру боевика. Также они сняты по мотивам комиксов.
В античной мифологии одни герои имели сверхвозможности, потому что они были наполовину людьми и наполовину богами (мать была из людей а отец одним из многочисленных богов), - это такие как, например, Геракл, Персей, Ахиллес или Гильгамеш из эпоса древней Месопотамии. Другие получали возможности через волшебство, например, в более позднем германском эпосе XII-XIII веков Зигфрид-Сигурд из «Песни о Нибелунгах», обрёл сверхсилу, когда искупался в крови дракона и стал неуязвимым для любого оружия.
Халк
Например, история Халка - это эволюция историй об оборотнях в языческих мифах, а если копнуть глубже, то это яркий и героический пересказ страшной и противоречивой истории о мистере Хайде и докторе Джекиле. Халк – это образ неудержимых, необузданных страстей и подлинного звериного начала. Подобные типы принадлежат к подклассу морально противоречивых антигероев, более грубых и жестоких, чем классические супергерои. Образы этих персонажей как бы возвращаются из еще более древней мифологии стоящей у истоков времен.
Древнейшая мифология еще не знакома с человеческими формами, она дочеловечна, т. е. еще не доросла до образа человека. Она является порождением природы, где все живет своей тайной и неведомой жизнью – и камень, и животное, и растение. Такая мифология обозначается не только как фетишистская, но еще и как фетишистски-анимистическая (лат. animus дух, anima душа). А поскольку всеобщее одушевление (анимизм) предполагает наличие примитивных человеческих праформ, еще не отделенных от животного и растения, так же, как не отделен от них сам человек, то и архаическая мифология состоит из смешения образов живой природы с человеческими формами.
Поскольку границы между «я» и «не-я» размыты, то человек не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшей мифологии смешанные формы вроде сочетания человека и коня (кентавры), человека и змеи (Ехидна), человека и льва (Сфинкс). Становятся понятными мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуется оборотничеством.
Если и человек, и животное, и растение, и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек с легкостью превращается в серого волка, оборачивается сизой птицей, течет рекой, не меняя своей единой со всем миром животной сущности.
Появление в современном кинематографе все больше таких звероподобных героев (халк, люди икс, человек-паук) является откатом на более низшую ступень развития культуры. В последние годы такие герои становятся все более популярными.
В античной мифологии одни герои имели сверхвозможности, потому что они были наполовину людьми и наполовину богами (мать была из людей а отец одним из многочисленных богов), - это такие как, например, Геракл, Персей, Ахиллес или Гильгамеш из эпоса древней Месопотамии. Другие получали возможности через волшебство, например, в более позднем германском эпосе XII-XIII веков Зигфрид-Сигурд из «Песни о Нибелунгах», обрёл сверхсилу, когда искупался в крови дракона и стал неуязвимым для любого оружия.
Зверогерои
Особого внимания заслуживает такие типы современных героев Голливуда как женщина-кошка, Человек-паук, Росомаха, Халк и другие. Эти персонажи соединяют в себе человеческое и звериное. По сути, они все дальше отходят от образа человеческого и уже не вполне люди, а некоторые в большей степени приближаются к животному образу. В подобных героях наблюдается отход от не столько внешнего отличия от человека, а сколько от внутреннего ощущения себя человеком.
Халк
Например, история Халка - это эволюция историй об оборотнях в языческих мифах, а если копнуть глубже, то это яркий и героический пересказ страшной и противоречивой истории о мистере Хайде и докторе Джекиле. Халк – это образ неудержимых, необузданных страстей и подлинного звериного начала. Подобные типы принадлежат к подклассу морально противоречивых антигероев, более грубых и жестоких, чем классические супергерои. Образы этих персонажей как бы возвращаются из еще более древней мифологии стоящей у истоков времен.
Древнейшая мифология еще не знакома с человеческими формами, она дочеловечна, т. е. еще не доросла до образа человека. Она является порождением природы, где все живет своей тайной и неведомой жизнью – и камень, и животное, и растение. Такая мифология обозначается не только как фетишистская, но еще и как фетишистски-анимистическая (лат. animus дух, anima душа). А поскольку всеобщее одушевление (анимизм) предполагает наличие примитивных человеческих праформ, еще не отделенных от животного и растения, так же, как не отделен от них сам человек, то и архаическая мифология состоит из смешения образов живой природы с человеческими формами.
Поскольку границы между «я» и «не-я» размыты, то человек не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшей мифологии смешанные формы вроде сочетания человека и коня (кентавры), человека и змеи (Ехидна), человека и льва (Сфинкс). Становятся понятными мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуется оборотничеством.
Если и человек, и животное, и растение, и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек с легкостью превращается в серого волка, оборачивается сизой птицей, течет рекой, не меняя своей единой со всем миром животной сущности.
Появление в современном кинематографе все больше таких звероподобных героев (халк, люди икс, человек-паук) является откатом на более низшую ступень развития культуры. В последние годы такие герои становятся все более популярными.
Росомаха
Эту тенденцию можно увидеть по таблице ниже. На примере популярных героев Супермена, Бетмена, Человека-паука, Халка, Людей икс (Росамаха) можно увидеть, что количество фильмов со звероподобными героями в последние годы увеличилось. Так если фильмов с человекоподобными (супермен, бетмен) супергероями в период с 2000 года по 2015 год было снято по три - всего соответственно 6, то с супергероями со звероподобном сходством (Человек-паук, Халк, Росомаха) снято 17 (!).
Супергерои
|
Дата появления
в комиксах
|
Первый фильм
|
Количество фильмов
|
|
общее
|
С 2000-2015 г.
|
|||
Супермен
|
1938
|
1948
|
14
|
3
|
Бетмен
|
1939
|
1943
|
10
|
3
|
Человек-паук
|
1962
|
1970
|
15
|
5
|
Халк
|
1962
|
1982
|
5
|
5
|
Люди икс (Росомаха)
|
1974
|
2000
|
7
|
7
|
Типы героев
В литературе и кино условно можно различить два типа героя: языческий и христианский. Языческий герой в произведении, будь оно из мира литературы или кино, входит и выходит из него, не изменяясь внутренне. Да, он совершает подвиги, крушит врагов. Однако каким он был в начале, таким же и остался в конце. Христианский тип героя входит в произведение одним, а выходит из него совершенно другим. На протяжении всего произведения мы наблюдаем, как происходит внутреннее преображение человека. Он может быть простым обывателем, богатым, бедным, воином и даже преступником. Этих героев объединяет поиск истины и ответа на вечные вопросы о смысле жизни, добре и зле. Они испытывают страдания, проходят через них, очищаются, чтобы стать добрее, великодушнее и сострадательнее.
Языческая мифология не знает высшего нравственного идеала. Не знают такого идеала и творцы многой современной продукции масс-медиа. Тип языческого героя начинает преобладать в современном мире кино. Происходит отход от таких человеческих качеств, как любовь, жалость, доброта, честность, эмоциональность, стремление вести обычную жизнь, доверчивость.
Воздействие на воображение в современных фильмах и в древних мифах
Сейчас киноиндустрия Голливуда использует все новые технологические и технические средства для того, чтобы максимально поразить воображение зрителей. А появление радикально новых средств экранной выразительности, явившихся следствием внедрения новых технологий, звука, цвета, больших экранов, спецэффектов, создаваемых с помощью компьютерных технологий, всегда вызывает повышение зрительского интереса к экранному искусству. Обилие спецэффектов с лихвой компенсирует дефицит художественных идей, шаблонности сценариев современного кинематографа.
Однако влияние на человека нынешнего мира виртуальной «реальности» масс-медиа ничуть не превосходит влияние древней мифологии на их современника. Образное мышление, например, античного человека было более развитым, чем у современного человека. Оно не было сведено к минимуму телевидением и компьютером, создающих готовые образы. Для передачи красочности мифа не нужно было создавать яркую, поражающую «картинку» -искусственную (виртуальную) реальность на экране или в 3d-очках. Фантастические сюжеты с богами, героями, мифическими существами рисовались самим воображением древнего человека. Более того, длинные сказания, мифы передавались из уст в уста и часто в стихотворной форме, что говорит о также хорошо развитой памяти живших сотни и тысячи лет назад людей.
Заключение
1. Фильмы про могущественных инопланетян, роботов-трансформеров аналогичны языческим мифам про древних богов. Они также наделены человеческими слабостями, воюют и плетут интриги между собой.
2. Популярные Супергерои (Супермен, Бетмен, Человек-паук, Халк и т. д.) - это языческий тип героя, сделанного по образцу героев-полубогов в древнегреческих и других народов мифах.3. В последние годы в популярной масс медиа-продукции происходит регресс в сторону самой низшей ступени развития древней языческой культуры.
Многая современная продукция Голливуда представляет собой пропаганду неоязычества (нового язычества), представляющего смесь из разных учений. Здесь и магия, оккультизм, шаманизм разных мастей, заимствования из древних культов Египта, Древнего Востока, Древней Греции и т. д. Герои-сверхлюди и герои-сверхсущества все более расчеловечиваются, утрачивают образ человеческий как внешне, так и внутренне. В Христианстве это потеря образа Божьего в человеке – прямой смысл слова «безобразный» (Без образа Божьего). А мы задаемся вопросом, почему так легко появляются родноверы и прочие? Просто почва подготовлена.
Вся эта гремучая смесь «новой религии» необходима для привлечения внимания современного человека: искушая неким тайным знанием, которое сделает его обладателя сверхчеловеком, которому будут подвластны силы природы, ему обещают возможность стать «богом», которому подвластно все. Иллюзия подобного стремления в человеческой истории, прошлой и современной, приводила и приводит к страшным результатам. Все это делает религию Голливуда достаточно сильной, чтобы постепенно разрушать, а потом и полностью уничтожить национальную и культурную идентичность других народов.
Уважаемые коллеги! Данный материал или его фрагменты могут быть использованы на уроках основ Православной культуры, мировой художественной культуры, литературы, истории, на классных часах.
Кравец Сергей Александрович
Комментариев нет:
Отправить комментарий