Не знаю, как вы, а я вот слову "просвещение" в названии родного министерства очень обрадовалась. Как-то оно обнадеживающе звучит! Ведь нам давно хочется в первую очередь - в детях, в школах - именного этого: света, а образование приложится. Скажете, просто название? Ну нет, в русском языке нет "просто" слов. Есть в них такая начинка, которая, словно вектор, туда, к небу! С просвещением именно так.
"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни"!
«Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”. Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит».
Николай Васильевич Гоголь«Выбранные места из переписки с друзьями»
"Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя грамотности даже, который бы не коснулся религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом чтения, убийственным для детской головы. Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?"
«...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
"Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями". «...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Констанитин Дмитриевич Ушинский
Василий Александрович Сухомлинский
Комментариев нет:
Отправить комментарий