Знакомьтесь, Кудина Ольга Николаевна, заместитель директора по УМР, учитель математики и основ православной культуры гимназии №44 г. Сочи - призер Конкурса -2018!
Под ласковым сочинским солнышком вызревают чудесные педагогические таланты! Рады представить эссе Ольги Николаевны...
Русский учитель
должен, прежде всего, продумать и
прочувствовать до конца свою великую национальную
задачу.
… он
должен знать и понимать, что дело не только
в развитии наблюдения, рассудка и памяти,
а в пробуждении и укреплении духовности в детях.
И.А.Ильин
Магадан…
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№14… Родная школа, которая через много лет после её окончания открыла для меня,
опытного учителя математики, новую
педагогическую стезю – создание условий для знакомства школьников с
основами православной культуры.
Почему
«создание условий», а не «преподавание»,
«обучение»? Разве не такая именно функция традиционно считается основной в работе
учителя? Об этом нам скажет любой толковый словарь. Но обращение к понятийному
аппарату богословской, философской и педагогической наук дают понимание
православной культуры как воплощения абсолютных ценностей бытия в творческих
формах жизнедеятельности человека (в трактовке русского философа Н.О.
Лосского). Ценностям нельзя обучить,
более того, невозможно следовать высшим
духовно-нравственным идеалам без искреннего принятия их самим учителем.
После
долгих лет преподавания математики, в которой знание – сила,
обращение к предмету основы православной культуры началось для меня с
осмысления роли учителя в отечественном образовании в исторической
ретроспективе и в настоящее время. Какие же основные задачи у учителя основ
православной культуры?
Роль российского учителя сложилась исторически. Она
состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом»,
связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний,
умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру.
Система ценностей составляет
основу личности человека. Думаю, чуткий учитель своей душой и сердцем
чувствует, как у наших детей порой уже в юном возрасте утрачивается позитивное
отношение к жизни. Задача учителя -
помочь осуществить выбор идеала, выбор системы координат. Но здесь возникает вопрос: в какой системе
координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность
учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении
школьника. Такая работа требует от педагога опыта понимания и принятия другого человека,
способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно
заповеди «любить ближнего как самого себя». Без духовного развития личности самого учителя такие качества не
формируются. Не накапливая собственный духовно-нравственный опыт, учитель не
сможет максимально полно решать современные образовательные задачи, которые ставят
перед нами государственные
образовательные стандарты. Они выражены, в частности, в портрете выпускника на
любой ступени образования: любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества; соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,
понимающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Погружение в историю педагогики
привело меня к необходимости пересмотра (можно сказать, кардинального)
собственных педагогических подходов, целей своего труда, сопряженного с
осмыслением новой педагогической роли: «Я – учитель основ
православной культуры».
Оглядываясь назад, все глубже
понимаю, что в жизни все промыслительно. Сколько себя помню, всегда хотела
быть учителем. Грезила о начальных
классах. Воспитывала и обучала младших
братьев. Но в 7 классе встретила учителя математики… Выбор факультета был определен. Математика.
Идут годы. Математика и православная культура… Казалось бы, несоизмеримые
предметы. Но Господь чудесным образом
вел по стезе науки и практики, все ярче раскрывая
во мне самой ту самую духовно-нравственную личность. Продолжая оставаться математиком, я
становилась православным учителем.
Первые уроки основ православной
культуры… Тогда мне хотелось не только с
моими учениками, но и со всеми коллегами и школьниками спешить делиться
радостью о православной культуре. Да, да, именно радостью – не знаниями,
умениями... Радостью встречи, радостью прикосновения, радостью знакомства с
великим богатством православной культуры, неотделимой от нашей истории, ее
выдающихся творцов, святых, заступников русской земли. Все большее погружение в глубины православия открывало для
меня еще одну важную аксиому (здесь во мне говорит математик): православная
культура не может изучаться вне связи с литературой, русским языком, историей,
музыкой, искусством и даже биологией. Более того, она способна (а может,
призвана?) объединить многие школьные предметы, сложить мозаику предметных
знаний в единую картину. Стал понятен и очевиден глубокий воспитательный
потенциал этого предмета.
Более того, погружение в глубины православной
культуры изменило для меня представления о математике. С удивлением
обнаружилось единство построения науки и мира – построение аксиоматическое.
Такое «открытие» внесло свои поправки в содержание моей педагогической
деятельности: несмотря на значимость предметных знаний все же главным для меня
становилось духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Стоп! А
почему только для меня? Мне думается, что такая задача должна стать той
основой, на которой выстраивается работа … нет, не работа, а служение и жизнь
учителя любого предмета.
Наша великая история, наша
русская литература, наш могучий и богатый русский язык, наше изобразительное
искусство, наша классическая музыка – наша православная культура – этот тот
воздух, который наполняет сердца, раскрывает крылья для воспарения человеческой
души к Истине. Хочется верить, что и
наши ученики потянутся к Свету и
устремят свои помыслы и дела к Творцу - не в этом ли отрада для учителя основ
православной культуры?....
Мне посчастливилось видеть выступление Ольги Николаевны в завершающем туре, от души поздравляю ее, достойное было выступление, всех участников конкурса хочется поблагодарить. Труд учителя - жертвенный труд.
ОтветитьУдалить