пятница, 27 июня 2014 г.

Ценность души человеческой не может быть сравнима ни с чем. Размышления накануне отправления "Поезда" - 2014.


Полякова Ирина Николаевна, 

учитель основ православной культуры 

МАОУ СОШ №2 города Усть-Лабинска

«Ибо что пользы человеку,
если он приобретет весь мир,
 а душе своей повредит?»
   (Мк. 8, 36)
      Через несколько дней «Поезд творческих идей»   отправится в путь со своим новым багажом.  Жду с нетерпением этого события. Готовясь к поездке, снова и снова перечитываю  текст, выступления. Все ли сказано? Доступно ли? Донесла ли мысль? 
      Волнуюсь. Попросила  свою коллегу по работе почитать, то о чем буду рассказывать людям.  Прочитав, она вдруг сказала: «Ира, все что ты говоришь хорошо и правильно, но неужели ты не могла отказаться…» Она не понимает, зачем надо две недели отпуска оторвать от семьи, оставить мужа и троих детей и  посвятить разъездам по Краснодарскому краю. В тот момент я растерялась…

   Прошло несколько часов, мои дети мирно посапывают в кроватях, а я собралась с мыслями, чтобы ответить моей коллеге,  почему я третий год оставляю свою семью и отправляюсь путешествовать вместе с «Поездом творческих идей».

      Что самое ценное в жизни? Семья, дети? А, может, добрые доверительные отношения?...
      ДУША!!! 
     Понимание этого пришло не сразу, этому предшествовало бесчисленное количество бессонных ночей:  когда моя семья трещала по швам, когда болели дети, когда не понимали родители, когда начальство «закручивало гайки».
     Душа человека - ценность, которая не может быть сравнима ни с чем, потому что это единственное вечное, что принадлежит земной жизни. А из этого следует вывод: если это самая великая ценность, то человек должен заботиться в первую очередь о состоянии своей души.
    Задайте мысленно себе вопрос, какое место на шкале ценностей у Вас занимает забота о собственной душе? Сколько усилий Вы направляете на то, чтобы изменить ее состояние к лучшему? Сколько материальных средств Вы на это обращаете?
      Трудно ответить?
      Мы живем так, будто  не обладаем бессмертной душой.  Заботимся о доме, о машине, об одежде, об отпуске.  Для нас на первом месте дети, муж,  карьера, работа, деньги. Мы разрушаем свою душу, омрачаем ее грехом, бросаем ее в прах и тлен, топчем ногами. Как часто мы достигаем своих целей, принося в жертву собственную душу, внутренний покой, мир, чистоту помыслов! Становимся ли мы от этого счастливее? Увы, нет.
    Вот и едет по земле Кубанской «Поезд творческих идей»,  цель которого, рассказывать о правде Божией, без которой невозможно стать счастливыми людьми.  Едет,  чтобы  никто  не забывал, что главное сокровище человека — это душа, потому что именно там рай и ад, счастье и горе, радость и скорбь, улыбка и слезы, именно там тайна человеческой жизни. И если мы научимся возделывать душу свою по Божиему закону, то обретем мир, и то, что превыше мира — вечность.


P.S.  Пока писала, вспомнилось очень красивое стихотворение А. Шигина «Сказ о разбитой душе».
 Сказ о разбитой душе
Андрей Шигин
* * *
Я книгу судьбы осторожно листал
Под спудом сомнений
И душу свою, словно колкий хрусталь,
Берёг от падений,
А если и падал, всегда успевал
Схватиться за кромку.
К тому же, на случай чего, подстилал
Помягче соломку.
И думать не смел, что, настанет черёд -
Привычку нарушу…
Однажды ступил на предательский лёд
И - вдребезги душу!
Я шарил впотьмах, всё на свете кляня,
Да только без толку -
Рассветное солнце застало меня
Над грудой осколков.
Но первый же лучик, слетая с небес,
Как острое шило,
Пронзил мою душу, рождая в ней блеск,
И чудо свершилось:
В осколках дробилась, кружась, карусель
Из солнечных пятен!
Зачем же я душу от света, досель
За пазухой прятал?!
* * *
Какой-то прохожий, со взглядом, как нож,
Богато одетый,
Спросил деловито: «Почём продаёшь
Свои самоцветы?»
«Какая продажа?» - я, еле дыша,
Ответил: «Пойми, ты,
Ведь это не камни - живая душа,
Хотя и разбита!»
«Ну, коли разбита, чего же теперь
Устраивать сцены?
Но, чтобы тебе обойтись без потерь,
Назначим ей цену.»
Изрядную долю осколков души
В карман отсыпая,
Он что-то мне сунул в ладони: «Держи!»
И словно растаял…
Настало прозрение: я совершил
Проступок грубейший -
В ладони монета, но стало души
Значительно меньше!
* * *
Когда я от дум головою поник
Себя ненавидя,
Ко мне подошёл хромоногий старик
В дырявой хламиде.
Смотря на него через слёз пелену,
И взгляд его встретив,
Я, молча, монету ему протянул,
Но он мне ответил:
«Я многое видел на долгом веку,
Скитаясь по свету…
Не всякий вот так отдаёт старику
Златую монету!
Но лучше, со мной поделись от души
Частицею клада.
Меня, старика, прогонять не спеши,
Мне много не надо.»
«Теперь уже это не станет бедой -
Бери сколько хочешь!»
Старик покачал головою седой:
«Всего лишь кусочек…
Запомни, сынок, для кого барыши
Иного важнее,
Имеет барыш, а богатства души
Увы, не имеет.
Во все времена, от седой старины
Любому понятно -
Людская душа не имеет цены,
А значит, бесплатна…
И если ты сам от души отдаёшь
По капельке людям,
Не ставя ни в злато, ни в ломанный грош –
С неё не убудет!»
Сказал и побрёл по дороге старик –
Усталый прохожий…
Но мне показалось, что стал он в тот миг
Немного моложе.
* * *
Вот, так и живу я с разбитой душой,
Но я не в обиде -
Ведь, если сложить её в пыльный мешок,
Никто не увидит.
Лошадку-судьбу погоняю свою
Ни шатко ни валко,
Горстями осколки души раздаю:
Берите - не жалко!



8 комментариев:

  1. Виктория Викторовна.27 июн. 2014 г., 19:40:00

    Ира, спасибо тебе! Большое-пребольшое. Ничего не добавить к твоей замечательной искренней статье.
    Скоро в путь, слава Богу!

    ОтветитьУдалить
  2. Быт поглотил современного человека. В повседневной мирской суете все дни стали одинаково серыми. До боли в сердце обидно, за наших детей. Они разучились не только ценит, то что у них есть, но даже играть вместе.Мирно они сосуществуют только если уткнулись вместе в один планшет. Все труднее с ними разговаривать. Смотрят на тебя, слушают, но не слышат. Для них в приоритете материальные ценности. Зачастую опускаются руки. Если оставить все так как есть, то какое будет будущее? Едет поезд и его гудок разносится по городам и селам Краснодарского края. Слышат его конечно не все. Только те, у кого еще не очерствела душа. Наполнит поезд такую душу светом,расшевелит ее, смотришь и засветится она и в свою очередь осветит еще кому-то дорогу. Вот и забрезжит надежда. Может не все так плохо и сообща справимся?

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Александровна Галаган30 июн. 2014 г., 22:42:00

    Согласна с вами, коллеги. Нужно лечить, питать ДУШУ. А сейчас вовремя поста, который является весной человеческой жизни, мы должны понимать для чего живем. «Душа человеческая по природе проста, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя как несвойственное ея природе, как безполезный сор…» Ваша работа, ваш «Поезд педагогический идей»- глоток воздуха.

    ОтветитьУдалить
  4. Прочла.
    Порадовалась: есть настоящее, подлинное.
    Взгрустнулось: как его, несуетного, мизерно мало во мне.
    Помечталось: может когда-нибудь поднимусь? достигну?

    ОтветитьУдалить
  5. Ольга Александровна Галаган4 июл. 2014 г., 21:36:00

    Нам удалось порадоваться сегодня, когда «Поезд педагогических идей» прибыл на нашу Кореновскую землю. По словам протоиерея Александра (Ефименко) – это НАСТОЯЩИЙ «костяк», удивительное сокровище Кубанской митрополии. А отец Александр (Игнатов) эпиграфом к выступлению НАСТОЯЩИХ педагогов прочитал стихотворение Е.Санина:
    Для чего ты, человек,
    На земле живешь свой век?
    Чтобы просто есть и спать,
    Развлекаться, спорить, лгать?
    Или, вспомнив, наконец,
    Что Небесный ждет Отец,
    Так пройти свою дорогу,
    Чтобы возвратиться к Богу?
    Наталия Владимировна Шарко и все пассажиры «Поезда» познакомили нас: учителей ОПК, учителей начальных классов, заместителей директоров по учебной работе, психологов, с новой методикой, методикой ЕВАНГЕЛЬСКОЙ. «Главное, - сказала Наталия Владимировна, - донести до слуха детей Евангелие, а до сердца донесет Бог».
    А педагог, кубанский композитор, Тананко Надежда Викторовна, заставила меня взгрустнуть. Почему? У меня дочь закончила 9 класс и стоит перед выбором профессии. Во время ее выступления была проведена статистика ответов на вопрос старшеклассников: «Зачем живу?» . 92% респондентов ответили, что главное успешно сдать экзамен, поступить. А в чем смысл жизни для моей дочери? Боялась задать этот вопрос ей. «Право выбора, свободы, - сказала Ольга Витальевна Турищева, - остается за самим человеком». На следующий вопрос: «Как стать успешным?» постаралась ответить Светлана Ивановна Самко. Тема научной работы моей дочери в 6 классе была такая же. Сейчас на этот вопрос она отвечает по- другому «Пустить в сердце Бога, - главное, что подчеркнула Светлана Ивановна. С БОГОМ не страшно!

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна Адольфовна, 7 июля "Поезд творческих идей" сделает свою остановку в г. Краснодаре в СОШ № 32. Будем рады Вас видеть. Вместе поразмышляем над вечными вопросами.
    Полякова Ирина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Спасибо сердечное за приглашение. Все сотрудники моего отдела в отпусках, потому мне не позволительно присоединиться к Вам. Буду как и прежде черпать информацию из Вашего ресурса - благо "Поезд..." мчит быстро. Ещё раз благодарю Вас.

      Удалить
  7. Анна Сергеевна5 июл. 2014 г., 20:21:00

    Девочки, видела вас сегодня в Армавире. До сих пор нахожусь в состоянии волнения. Переживала вместе с вами каждое ваше Слово. Плакала и улыбалась. Размышляла о собственной жизни. Поняла - что-то во мне изменилось...И Бог, оказывается, может быть так близко. И на душе праздник Пасхи. Спасибо.

    ОтветитьУдалить