воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Клуб энтомологов

Никак иначе происходящее в современном образовательно-методическом  пространстве я назвать не могу. Правда, я долго раздумывала, стоит ли писать: прослыву крамольницей, сотрясательницей основ и прочее. Но возмущение  или, точнее, огорчение мое столь велико, что решила - выскажусь непременно. А читатели рассудят сами. Будет что возразить - возразят! Итак...


       Семинар. Важный и нужный. Нам переводят на удобоваримый язык современные ФГОС, СОО, ОПОП, УУД, ОК, ОГЭ, ГИА. Утешают, призывают не страшиться перед лицом (хочется сказать врага) трудностей. Мы и в самом деле не глупые люди, понимаем все про метапредметность и коммуникативность. Даже термин "регулятивные" нас не пугает, поверьте! Не в усложнении дело! Все равно процесса сложнее, чем воспитание и просвещение живого ребёнка, не придумать -  пусть идеологи от образования и не тщатся. Дело вот в чем.
       Представьте на минуту: дело к зиме. Семья на улице. Мерзнет! Груды кирпичей, мусор. А каменщик сидит с микроскопом, исследует раствор... Формулы выводит на листе... И сегодня... И завтра... Некогда ему стены класть - он изучает! И киньте камень в того, кто скажет, что каменщик не должен разбираться в растворе! Вот он и разбирается. Не подкопаешься...
        Неужели современные доктора педагогических наук и академики, проталкивающие свои идеи, всерьёз полагают, что великие методисты прошлого писали труды, не зная очевидных процессов человеческой психики?! Или не догадывались о взаимопроникновении процессов обучения и воспитания?! Если о родных мне, то это Баранов, Ладыженская, Плёнкин, Текучёв,  Великие педагоги, специалисты, знавшие все о лингвистических и психологических концепциях, о мышлении и его особенностях. Это их задача - "препарировать" виды деятельности, оптимизировать их, классифицировать и устанавливать последовательность. Цитирую учебник "Обшие вопросы методики преподавания русского языка": задача курса  - дать знания, "которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта школ." Иначе говоря, выучись, пойми и доверься специалистам, а потрать время на совершенствование практики, обязательно проверяй тетради (!!! это сегодня такая редкость!) - во многом в этом залог успеха, приучай детей много связно говорить - устно и письменно ( а не 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение из 4 слов и снова 1 существительное). Строй дом - кирпичик за кирпичиком!
           Что же сегодня? Мы энтомологи! Изучаем ножку жучка - справа налево и слева направо. Когда дойдем до жучка - кто знает. И дойдём ли.  И уже пусть его, этого жучка: главное - ножка! Совещания, курсы, вебинары и конференции: сколько зазубрин на ножке? В каком порядке их описывать? В таблице или вольным стилем? А нумеровать как?  Хочется плакать, право слово...
        Сегодня в моде на уроке "лёгкость бытия", динамика - дети всё сами, всё сами, учитель  только менеджер... Посмотрите, чем сегодня щеголяют "передовые" педагоги: "синквейн, диаманта, инсерт, фишбоун, пирамидная история, кластер, древо предсказаний (?!)". Урок, украшенный такими виньетками, непременно "фгосовский"! "Тут все аплодируют, аплодируют.."
Попробуй проведи "напоказ" тщательный, медленный кондовый урок литературы - прослывёшь ретроградом. Но что еще более грустно - я и подобные мне, приняв правила игры к сведению, усмехнёмся и вернемся к тетрадкам и многочисленным видам диктантов, по полочкам будем раскладывать изложения, рисовать  таблицы для сбора материалов к сочинениям... А молодые специалисты - с гордо поднятой головой  (они все знают про ножку жучка!) -  понесут, как знамя, фишбоун...
                                                     Виктория Викторовна
                                               
         

5 комментариев:

  1. Самое печальное, что эти новшества, направленные, как кажется, на совершенствование работы учителя, приводят к совершенно противоположным результатам. Прежде всего, они раздражают учителя – это видно по комментариям на этом сайте. И даже самый сдержанный учитель рано или поздно выплеснет свое раздражение. На кого, как выдумаете? На руководство не посмеет. На коллег не позволит воспитание. Кто же остается? Правильно, те, на благо кого, как нам твердят, и направлены все эти ФГОСы – наши ученики.
    Как-то я давала открытый урок по ОПК для учителей края. Методист, спасибо ей большое, сказала о нем много лестных слов, в том числе и о том, что он соответствует новым ФГОС. Поверьте, я вовсе о них и не думала, готовясь к уроку. Я просто хотела научить детей.
    Т.Органова

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна.2 дек. 2015 г., 07:54:00

    Спасибо за отклик, Татьяна Михайловна! Вы очень верно определили доминирующее чувство - раздражение. Как бы хотелось, чтобы путь к стандартам проходил под лозунгом "Еще раз вернитесь к сокровищнице отечественной методики, там есть все!" А приложится это к искренней любви к детям - вот и успех. Дай Бог Вам сил!

    ОтветитьУдалить
  3. Прочла твой "крик души", Вика. Полностью согласна с тобой и Татьяной. Мое состояние от раздражительности уже переходит к эмоциональному выгоранию. Так устала, что сопротивляться не хочется. Как робот выполняю все, что "наваливают". Не дают покоя даже на больничном. Мой целебный сон на фоне высокой температуры прервался сегодня тревожным звонком администрации: «СРОЧНО СЕГОДНЯ заполнить электронный журнал!» (3 урока). Хотела было возмутиться: «Кому он нужен?! В бумажном варианте все выставлено!». Но… какой смысл об этом говорить? Вот сижу, заполняю. Пережить все, что происходит в образовании можно только с Божьей помощью. А еще нахожу отдушину в музыке. Послушайте, коллеги, песню ростовчанки Елены Анисимовой «Русь колокольная». Хорошая, добрая песня и красивый клип с дорогими сердцу местами. http://www.youtube.com/watch?v=NMPuZk399js#t=118
    К сожалению, не знаю, как вставить клип сюда. Может Виктория поможет?

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория Викторовна.2 дек. 2015 г., 19:49:00

    Светик, я постараюсь что-нибудь придумать! А ты выздоравливай, пожалуйста.
    Да, наши завучи часто говорят с иронией:"Несомненно, мы работаем на стратегическом объекте!" Отсюда и вечные тревожные нотки в ценных указаниях)))

    ОтветитьУдалить
  5. Ура! Президент за нас!
    Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.
    Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях:
    в) принять меры:
    по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий;
    по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.
    Срок — 15 июня 2016 г.;
    Т.Органова

    ОтветитьУдалить