воскресенье, 15 мая 2016 г.

Финишная прямая

Время подходит всем миром молиться о здравии - душевном, физическом и умственном - наших выпускников: они вышли на финишную прямую... Подтекст, очевиден. Сегодня большинство родителей не успех беспокоит (эти тщеславные идейки остались позади уже к зиме!), а элементарное здоровье и настроение своих чад. Оказавшись в свои 17 в такой ловушке непомерной ответственности, как без Божией помощи им справиться -  не знаю... 


          Семейный бюджет с трудом выдерживает нагрузку, и дети это прекрасно понимают - считать умеют! 3-4 репетитора очень быстро отсекают вопрос о том, хранить ли деньги в сберегательной кассе. Так что жертвование это, со стороны родителей добровольное, конечно, здорово давит на ученика - надо оправдать надежды. Репетиторы, нацеленные на результат, муштруют почище фельдфебелей. И пусть лучше помолчат чиновники, которые утверждают, что массовая школа должна готовить детей к экзамену: любой работающий в старших классах учитель скажет, что программа предмета, которую ребенок должен освоить за учебный год, и программа подготовки к экзамену  - разные вещи. Понятно желание этих высоко сидящих прагматичных людей потребовать от учителя исполнения всех условий придуманной ими игры при минимуме затрат. Дело, конечно, совсем не  в этом: учителям не привыкать лавировать, они, в конце концов, взрослые люди. И не в деньгах дело.
            Вертится у меня в голове фраза одной чиновницы от образования: "Вы что, ОГЭ и ЕГЭ  - это замечательно, это же объективное оценивание!" И вот сижу я и думаю: спаси, Господь, нас от такой оценки. Ведь с точки зрения настоящей, Истинной объективности - и люди мы, и родители, и профессионалы, и соседи, и друзья, и супруги на хилую троечку... Ленивые, равнодушные, заносчивые, обидчивые. Но ведь терпят нас, прощают нам?  И особенно Тот, Кто самый Объективный Судья, Кто знает наши самые мучительные несовершенства! И уповаем мы лишь на эту Необъективность. Ибо есть Любовь, которая всё покрывает и перед которой всё меркнет. А детей наших - туда, в объективность! Макнуть, да так, чтобы... Вот и страшно им.
            Вот она, беда  главная: в погоне за контролем, результативностью, эффективностью, оптимальностью, технологичностью мы как-то забыли о любви... А без неё вся "модернизация" будет только вознёй и профанацией. И ничего не улучшится, не возрастёт и не прибудет...  Сколько бы фишбоунов, кластеров, синквейнов, диамант мы ни натолкали в уроки, сколько бы камер ни установили в кабинетах, сколько бы новейших интерактивных досок ни приобрели. И сколько бы диагностических работ ни написали бы - диагноз всё равно будет неутешительным. Ибо без Любви все ничто.
           А ещё большая низость в том, что нас, учителей, начисто лишили доверия. Почему Марья Ивановна, знающая своих детей с 5 класса и подошедшая положить руку на плечо какой-нибудь особенно волнующейся Катеньке,  покачавшая укоризненно головой болтуну Петеньке, торопящая медлительного Васеньку, - заведомый враг государственного благополучия?! Почему априори она лжец?! Компьютер надёжнее. Тоже дело, видимо, в любви?.. И становится учитель наравне со своим подопечным заложником такой объективности, и гневается, и обижает, и обижается: труд твоей души, твоё усердие и терпение, твои победы и поражения, которые - ты веришь, обязательно дадут плоды, пусть и нескорые - будут взвешены здесь и сейчас, посчитаны и переведены в баллы. И уже не о любви и будущих плодах думается, а только о них, о баллах - учителя просто люди...
          Милости Божией прошу для наших детей. Ибо милости человеческой для них не предусмотрено документами. И пусть объективность для них закончится. И будет Любовь.
               Виктория Викторовна.

10 комментариев:

  1. В этом году на своих плечах почувствовала подготовку к ОГЭ. Неделями без сахара, заварки. Только чтоб оплатить репетитора. Все годы сын учился на четыре и пять. Этих знаний мало, чтобы сдать экзамен. Сколько бессонных ночей и слез один Бог знает! Сколько сомнений: идти в техникум или дать попробовать ребенку осуществить его мечту??? Сейчас на финишной прямой губы шепчут только одно: "Господи, ты Владыка, мы в твоих руках."
    Всем матерям, у которых дети сдают экзамены в этом году крепости духовной и телесной, а детям - милости Божьей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какой всё-таки ужас происходит в нашем образовании! Мы, учителя, это понимаем. А родители, они же просто ненавидят школу. И, как следствие, нас с вами, особенно русоведов и математиков.

      Удалить
  2. Виктория Викторовна18 мая 2016 г., 21:47:00

    От всего сердца - старшенькому твоему здоровья, помощи Божьей и спокойствия в самые ответственные моменты! Именно для таких ребят, хорошо учившихся и неравнодушных к результату, испытания - особенный стресс.

    ОтветитьУдалить
  3. Сердцем с Вами, Виктория Викторовна! Все правильно. Все так...как есть... Увы... Сил всем и терпения!

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория Викторовна22 мая 2016 г., 15:57:00

    Спасибо, Надежда Александровна! Спасибо огромное! Это самое "увы" и навевает особенную грусть... Может, когда-нибудь кому-нибудь руководящему придёт в голову посоветоваться с учителями, родителями?

    ОтветитьУдалить
  5. Анна Сергеевна22 мая 2016 г., 20:02:00

    Увидела в новостях, не могу не поделиться своей тревогой. В социальных сетях набирают популярность закрытые группы, в которых детей провоцируют к самоубийству. Ищущие "славы", алчные организаторы сообществ присваивают ребёнку некий номер, под которым он должен сначала совершать "ненастоящие", "игровые" проявления сведения счётов с жизнью. Порезать руку, постоять на краю крыши и пр.- всё с фотоотчётом там же, в соцсети. Конечная цель - довести измученного учебным годом, личными проблемами, высокими требованиями родителей ребёнка до конца. Таких "китов", - это животное особенно часто упоминается в названии групп, - уже около 100 самоубийц за последние несколько месяцев. Правовые пробелы не дают возможности прекратить преступную деятельность. На месте одного запрещённого сообщества в соцсети, как головы Гидры вырастают десяток новых.
    Родители, педагоги, будем бдительны!
    Спаси, Господи, и помилуй детей наших.

    ОтветитьУдалить
  6. Конечно, экзамены - вещь непростая, но не смертельная. Наша жизнь состоит из испытания, и ребятам пора к ним готовится. Что касается того, что хорошие текущие оценки не дают гарантии успешной сдачи экзаменов, то тут возникает много вопросов. Первый - как получаются эти оценки. Бичом современной школы стали решебники ко всем учебникам, которые можно найти в Интернете. Искушение для огромного количества детей.
    Второй - каков вес оценки. Я уже не раз говорила и писала, как подкосило школу введение еще в советские времена обязательного 10 классного образования. В старшие классы пришли ребята неспособные или нежелающие учиться, а всю ответственность возложили на учителя. Тогда и произошла девальвация оценки. Если двоечнику ставили тройку, то тому, чьи знания были удовлетворительными, уже полагалась четверка и т.д.
    Весь мой опыт работы в школе говорит о том, что для детей, которые самостоятельно и добросовестно учились все годы, экзамены не страшны не только в школе, но и в вузе.
    Заповедь Божия говорит: "Шесть дней трудись". Это относится и к учебе.
    Т.Органова

    ОтветитьУдалить
  7. Виктория Викторовна9 июн. 2016 г., 12:53:00

    Конечно, вы правы, Татьяна Михайловна! Жизнь предложит ещё много экзаменов, а школу без них и представить трудно. Были времена, когда переводные экзамены из класса в класс были делом привычным, хоть и волнительным. Вы умница, болевые точки назвали лучше некуда! Согласна на все сто!
    Разговор, собственно, не об отмене контроля, а о том, чтобы его удельный вес в отношении всего учебного процесса стал разумным. Чтобы поклонение идолу ЕГЭ-ОГЭ со стороны чиновников,экспертов, методистов, учителей не затмевало осознание, ЧТО мы призваны взрастить в ребёнке. Знаете, не выходит у меня из головы молоденькая учительница на Форуме, которая на круглом столе выразила такое явное недоумение по поводу разговора о темах дореволюционных выпускных сочинений и нашего вопроса, готовы ли наши дети письменно поразмышлять о "дедушкином садике", наступлении осени в саду, о преимуществах пеших прогулок, о силе слова. "Зачем? Ведь этого на экзамен не нужно?" И молчала, глядя на нас даже с сожалением: что мы там воспаряем... Новое поколение учителей, ориентированных соответственно. А при этом институт развития образования СОВЕРШЕННО уверен, что развиваться нам надо только в СОВЕРШЕННО ОПРЕДЕЛЁННЫХ направлениях. Понятно, каких...
    В игру с оценками играем, причем совершенно сознательно, мы, взрослые, поэтому совсем несправедливо заставлять платить за это детей "на выходе"... Да ещё и облекать это в форму благородного то ли констатирования истинного положения вещей, то ли возмездия.
    Не контроль надо совершенствовать, не на него тратить силы и средства. А то паршивый поросёнок еще лежит в закутке, а мы уже роскошный нож приготовили из дамасской стали, с инкрустированной каменьями ручкой, оркестр вызвали для сопровождении действа, публику расставили по периметру, стульчики для почётных гостей приготовили.
    Я за то, чтобы сначала мы исправили ошибки нами созданной системы, а потом изобретали формы контроля. Только, уверена, когда качественно изменится подготовленность детей, нужда в камерах, компьютерах, оцеплении отпадёт сама собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Виктория Викторовна, я не думаю, что контроль и совершенствование образования надо разводить по времени. Мы все нуждаемся в хороших специалистах уже сейчас, и я рада, сто ЕГЭ ставит заслон на пути тех, кто не имеет достаточных знаний, чтобы идти в вуз. Помните аварию на Саяно-Шушенской ГЭС? Сколько людей погибло! Вердикт комиссии: "Ошибки в проектировании, ошибки в эксплуатации".
      Сейчас многие ратуют за возвращение к прежней системе школьных экзаменов. Неужели только я она помню, как проверялись экзаменационные сочинения и работы по математике? Учителя вооружались сразу двумя ручками - синей и красной, чтобы подогнать результат под нужную оценку. А шпаргалки, которые сами учителя раздавали своим ученикам в туалетах. Я уже не говорю о подсовывании нужных билетов нужным ученикам. Горько говорить об этом.
      Результаты образования зависят от нравственного состояния и тех, кто учит, и тех, кто учится. Пока оно не на уровне, жесткий контроль необходим, еще и потому, что уберегает детей от греха обмана.
      Т.Органова

      Удалить
    2. Виктория Викторовна10 июн. 2016 г., 17:56:00

      Дорогая Татьяна Михайловна! С Вами солидарно значительное большинство тех, кто определяет перспективы развития образования. Так что с жестким контролем и заслоном всё будет в порядке!)))

      Удалить