воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Моя Москва


         Рождественские чтения. Хлопотливые, насыщенные, интересные, удивляющие и наполненные новыми встречами и новыми открытиями. Божьей милостью я приезжаю в столицу не первый раз. Но первый раз за все это время я увидела Москву. Нет, конечно, я смотрела на город и в прошлый раз, и в позапрошлый… Но всегда чувствовала себя провинциалкой рядом с этакими столичными штучками. Увы, не было какой-то душевной теплоты в этом городе, я была там совсем чужая и невольно терялась на грандиозных улицах. Но не в этот раз…

          Выделив с утра несколько часов на прогулку по самому центру Москвы, я отправилась куда глаза глядят - в прямом значении этих слов! А смотрели мои глаза на Тверскую, Камергерский переулок, Моховую, Большую Никитскую и старый Арбат. Когда идешь не торопясь по еще не совсем проснувшемуся городу, когда есть возможность рассмотреть интересный или просто понравившийся лично тебе дом, то кажется, что время исчезает. Нет, не так: оно не исчезает, оно теряет приметы современности. Ты словно вне времени. Или, скорее, ты путешественник во времени!
          Если свернуть с Тверской в Благовещенский переулок, то сразу замечаешь красивое здание с башенкой, отделанное цветной плиткой и напоминающее немецкую готику. Это доходный дом, он построен в 1909 году. Казалось бы, в этом доме квартиры будут сдаваться, зачем особенно трудиться над внешним видом здания. Ан нет! Видимо, не так думали наши предки. Они не просто строили квадратные метры, они красоту создавали! И не важно теперь, что там внутри, красота осталась.

     Еще один переулок - Камергерский, возвращаюсь на Тверскую… Моховая… Еще один поворот - и я на Большой Никитской. И везде та самая красота, о которой так заботились наши предки: красота, где важна каждая деталь, а каждая мелочь сделана с любовью.
         Среди старинных особняков и зданий сразу приметишь купол небольшого старинного храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). Время постройки – первая половина 17 века. 

    Конечно же захожу вовнутрь и (о, дивны дела Твои, Господи!) первая же икона, на которую падает взгляд, - икона Анастасии Узорешительницы, небесной покровительницы моей дочери. А рядом с ней смотрит на меня одновременно строго и ласково святитель Лука Крымский. Перевожу взгляд - и следующая икона Спиридона Тримифунтского, его глаза просто излучают свет и любовь! Смотрю поочередно на один лик, на другой, и меня не покидает чувство, что меня тут ждали. Именно меня! И мне тут очень рады.


          А еще в этом храме есть одна удивительная икона. В церковном хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. Поэтому в 2015 году в храме появилась икона святых покровителей музыкантов и поэтов, она была написана по заказу храма и является единственной в своём роде. И сама консерватория находится совсем рядом.

          А еще по приезде в Москву здесь служил панихиду святитель Николай Японский, который был очень дружен с тогдашним настоятелем - отцом Гавриилом Сретенским. Литургию служили в храме и в трудные 30 е годы 20 века, когда практически все храмы столицы были закрыты. С храма Вознесения сбили колокола, но Литургия не прерывалась, сюда приходили многие священники, оставшиеся без своих приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Имя, по крайней мере одного из них, история сохранила - это протоиерей Павел Левашов, принявший мученическую кончину на Бутовском полигоне. И все же в 1937 году храм был закрыт… Хорошо в храме, душа отдыхает, но пора и честь знать, отправляюсь дальше.
         Куда теперь? В гости! По Малому Кисловскому переулку прохожу на Старый Арбат. Почти в конце улицы есть красивое бирюзовое здание, вот туда я и направляюсь - к Александру Сергеевичу Пушкину. 

       В этом доме на втором этаже он снимал квартиру. Там он собрал друзей на мальчишник перед своей свадьбой, туда он пригласил гостей по случаю своего венчания с Натальей Николаевной, там он провел три первых самых счастливых месяца своей семейной жизни. Снимали Пушкины пять комнат на втором этаже, кухню, каретный сарай и конюшню, обошлось все это в 2000 рублей. Правда, из пяти комнат три – это залы, жилых было две. Залы отапливали только в те дни, когда там собирались гости. В остальные дни семья довольствовалась двумя комнатами. Надо сказать, что комнаты эти небольшие, и в них заметно ниже потолок, чем в залах.



         В квартире почти нет мебели, так как нет описания обстановки, сохранились отрывочные описания паркета, люстр, окон, отделки комнат, даже цвета стен. Все это и было восстановлено. Но всё же в музее есть несколько предметов, которые принадлежали поэту и его молодой жене. Это конторка, за которой работал Пушкин  стоя! 

И «бобик», нет, это не прическа, не собачка, это столик для рукоделия. Почему такое забавное название? Просто крышка стола по форме напоминает бобовое зерно, отсюда и «бобик». Красота невероятная! Крышка стола наборная из разных пород дерева, ножки-опоры в виде лир, множество ящичков, все очень практично и очень красиво.

         В квартире много фотографий, писем, документов. Одно полотно знакомо со школьных лет: Кипренский, портрет Пушкина. Здесь представлена литография с портрета, который нравился самому Александру Сергеевичу. Этому автору поэт написал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Ну что ж, Александр Сергеевич, Вам виднее…

        Вот такой я увидела столицу в этот раз, и мне очень понравилась такой - не помпезной, не зазнавшейся, а милой, немного домашней, но полной достоинства и зрелого величия. Я полюбила тебя такой, наша Москва.
                                                        Турищева Ольга Витальевна
    

2 комментария:

  1. Оля, спасибо за интересную и познавательную прогулку по Москве.

    ОтветитьУдалить
  2. Словно рядом прогулялась. Оленька, крепости духовной.

    ОтветитьУдалить