Страницы

пятница, 16 мая 2014 г.

Чудесная Гостья. Продолжение.


Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
Борис Пастернак

Загадочная надпись на оборотной стороне иконы никак не давала мне покоя. Кто же он, митрополит Анатолий? И как Луганск может быть связан с Костромой, даже точнее - с бабушкой Матрёной, которая отродясь из родного города никуда не выезжала? Не поверите. Я нашла! Нашла что, точнее кто связал эти два города! И Образ, гостящий в моём доме, судьбу имеет трагическую.
 Знаете, мне даже кажется, что история, которую я вам расскажу, не случайна здесь и сейчас. Вот как. Божий Промысел, не иначе. Украина. Россия. Революция. Гражданская война. Изменчивые человеческие судьбы. Вечное Благодатное Небо. 


          Анатолий ( в миру Феодот Андреевич Соколов) происходил из семьи священника. Родился 7 (19) июня 1865 года городе Ново-Быхове Гомельской губернии. В 1887 году окончил Гомельскую (или Могилевскую) духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Долго учительствовал: состоял законоучителем в Ново-Быховском церковно-учительском училище, был надзирателем Оршанского духовного училища, а после окончания Санкт-Петербургской духовной академии стал законоучителем Рижской мужской гимназии.  Будучи смотрителем Торопецкого духовного училища, овдовел и  в 1915 году принял иноческий постриг. В мае этого же года получил сан архимандрита. В 1917 году определен ректором Виленской духовной семинарии, а в 1919 году состоялась его хиротония во епископа Енотаевского, викария Астраханской епархии. Чин хиротонии совершал в Москве Святейший Патриарх Тихон.
          Время пребывания епископа Анатолия в Астрахани можно разделить на 2 этапа, и вот почему. Епископ Анатолий прибыл в Астрахань в ноябре 1919 года, Патриаршим указом на него было возложено временное управление Астраханской епархией, впредь до назначения в Астрахань правящего архиерея. Архиепископ Палладия (Соколова) скончался в июне 1920, и епископ Анатолий  был назначен управляющим Астраханской епархией до июля 1922 года.
           В 1922 году, во время голода, бушевавшего в Поволжье, Советское правительство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей. Святейший Патриарх Тихон на эту кампанию властей отреагировал очень жестким посланием, в котором не благословлял верующих отдавать ценности, имеющие богослужебное значение. Епископ Анатолий (Соколов) воспринял это послание Патриарха и, в свою очередь обратился к астраханской пастве с посланием, полностью выдержанном в тонах послания Патриарха. Он призывал верующих откликнуться на призыв о помощи голодающим жителям Поволжья, пожертвовать на их нужды, кто чем может, а церковным советам благословлял отдать на это дело только предметы не богослужебного пользования. «Я не допускаю, — писал епископ Анатолий, — чтобы среди церковных советов нашлись такие деятели, которые под влиянием духа времени устроили бы из церковных ценностей то, с чем не может помириться совесть верующего человека и его религиозные чувства. Во избежание сего считаю священным долгом своим предостеречь церковные советы, чтобы не делали никаких уступок... и чтобы люди нашей церкви Божией не причиняли ей болезней и страданий, не лишали ея красоты, благолепия, не понесли ущерба уставности в отправлении церковных богослужений». 
            После этого епископ Анатолий вместе с протоиереем Дмитрием Стефановским, профессором А. А. Дмитриевским и рядом других лиц были привлечены к суду. В августе 1922 года началось следствие по делу епископа Анатолия. На время следствия владыка был подвергнут домашнему аресту у себя в келии, лишившись возможности совершать богослужение в храмах и управлять епархиальными делами. Желание видеть епископа, естественное беспокойство за его судьбу привлекло в монастырь массу верующих людей. Власти были очень обеспокоены этим и вскоре заменили владыке арест на подписку о невыезде.
             15 ноября начался судебный процесс, который происходил в актовом зале бывшей городской Думы. Процесс был открытым, длился несколько дней и вызвал вокруг себя ажиотаж. Епископ Анатолий, обязанный являться на каждое заседание суда, рано утром выходил из Иоанно-Предтеченского монастыря и пешком направлялся к зданию суда. С первого дня его уже окружала многотысячная толпа, сопровождавшая всю дорогу. Вся Советская улица была забита народом, отчего владыка с трудом достигал здания суда к началу судебного заседания и даже опаздывал. Опоздание епископа дало обвинителю Фокину повод для требования изменить меру пресечения для владыки, чтобы он был взят под стражу, так как опаздывает «по неизвестным причинам». Но суд отверг притязания обвинителя. Суд вынес епископу Анатолию очень мягкий приговор — год условного заключения.
          И в этом же роковом 1922 году  епископ Анатолий собрал в Иоанно-Предтеченском монастыре все городское духовенство и уездных благочинных. Он зачитал документ об организации в центре Высшего церковного управления и сообщил, что это вполне законная и преемственная церковная власть... Обновленчество. Горький церковный диагноз послереволюционной России. "Живая Церковь" (такое название было дано группе) претендовала на истинность и предлагала программу реформации, рьяно поддержанную большевиками. Историки утверждают, что к этой идее приложил руку сам Лев Троцкий, яростный богоборец.
            Встретив упорное сопротивление прихожан и части клира, епископ Анатолий заявил, что принадлежность к "Живой Церкви" - тактический ход, поэтому православные не стали прерывать канонического общения с епископом, продолжая поминать его имя на ектениях за богослужением. Однако после состоявшегося в мае 1923 года «обновленческого» Собора в Москве, на котором Святейший Патриарх Тихон был лишен сана, ситуация в Астрахани коренным образом изменилась. Епископ Анатолий, поддерживаемый обновленческим «лжеепископом» Михаилом (Постниковым), стал категорически требовать от православного духовенства и мирян признать «лжесобор 1923 года» и созданный ВЦС (Высший Церковный Совет). Собравшиеся в Успенском соборе представители от всех православных приходов города Астрахани постановили: Собор 1923 года каноничным не считать и Высшему Церковному Совету не подчиняться. С приездом архиепископа Фаддея (Успенского) положение епископа Анатолия стало совсем неоднозначным.
             В 1924—1925 годах он дважды писал архиепископу Фаддею (Успенскому) о необходимости примирения. Владыка Фаддей отвечал, что он примет в общение с Церковью каждого желающего покаяться, но не признает обновленчество за Церковь и не может говорить о примирении с ним. Епископ же Анатолий не хотел приносить личного покаяния, а настаивал лишь на «воссоединении». 
               Епископ Анатолий (Соколов) в 1924 году был возведен обновленцами в сан архиепископа, а в 1927 году в сан митрополита. С 23 июня 1927 по 1933 год он был митрополитом Симферопольским, с 1933 по 1935 год — Луганским, а с 1935 по 1937 год — Костромским. 27 августа 1937 года был уволен на покой, после чего состоял настоятелем единственной оставшейся у обновленцев в Костроме церкви. Скончался он в январе 1941 года в полном одиночестве, покинутый всеми верующими, но так и не сумевший примириться с Церковью. Отпевал его служивший в той же церкви псаломщиком обновленческий «митрополит» Корнилий (Попов).

                 Вот вам и путь из Луганска в Кострому... Горькое свидетельство заблуждений, торжества гордыни и смуты в сердцах.  "Се человек..." Не так ли и сегодня  политика играет людьми?
Я смотрю на светлый лик Богородицы и понимаю
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.
    




2 комментария:

  1. Спасибо за продолжение, Виктория Викторовна, я его очень ждала. Вот она, такая далёкая и такая близкая история нашей страны. Читала и думала о том, что не спасает человека ни икона, ни храм, ни сан. Спасает только Христос.

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна.18 мая 2014 г., 21:11:00

    Спасибо, Наталия Владимировна, за такое ёмкое и мудрое резюме. Вы правы, никогда внутренний труд не должен прекратиться, ничто не может быть гарантией исключительности. Только вера и любовь ко Христу, а значит, к миру - ключик к счастью. Мне искренне жаль героя истории. Покинутого и непримирённого.Как молиться о нём, подскажите!

    ОтветитьУдалить