Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Батюшка на службе в моём родном Свято-Троицком храме был такой радостно-торжественный! С Праздником нас всех!
"Иерусалима Вышняго гражданы, от земли нашея возсиявшия и Богу во всяцем чину и всяким подвигом угодившия, приидите, воспоим, вернии: о всеблаженнии земли Российския заступницы, молитеся ко Господу, да помилует сию от гнева Своего, исцеляя сокрушение ея, и верныя люди Своя утешит."
Страдая от своей непросвещённости, дома стала читать о русских Святых. Понимаю, что заметка моя может показаться наивной, но вдруг кто-нибудь, как и я, узнает важное!
Святые достигли причастности Господу через праведность, огромный внутренний труд, разделив с людьми все тяготы обычной земной жизни. С точки же зрения осмысления нашей истории, это реальные лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху.
Весь сонм праведников церковь разделяет на так называемые чины святости: князья, святители, преподобные, юродивые, святые миряне и жены.
Первые русские святые князья - Борис и Глеб. После их христианской кончины образцом поведения для русских князей стало жертвование собой ради спасения своего народа. Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп. Первую группу составляют князья равноапостольные, суть подвига которых состоит в распространении христианства. Это прежде всего – святой князь Владимир, креститель Руси, и его бабка – святая княгиня Ольга. К чину равноапостольных князей причислен также Константин, просветитель глухой языческой муромской земли. Вторую группу составляют князья-иноки. Смиренным трудником Киево-Печерского монастыря был князь Никола Святоша (12 в.), в далеком северном Спасо-Каменном монастыре подвизался заозерский князь Андрей, в ранней юности принявший монашеский постриг (15 в.). Наиболее многочисленной является группа князей-страстотерпцев. Здесь прославляются и князья, ставшие жертвами политических убийств (Андрей Боголюбский, Игорь Киевский – 12 в.), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович – 13 в.), и князья, претерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович – 13 в.).
Не меньшее значение, чем княжеская святость, в русской истории имел чин преподобных, тех, кто избрал иноческий путь и в своей жизни стремился уподобиться Самому Христу. Преподобный Феодосий Печерский, отец русского монашества, был вторым (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным Русской церковью. Вот как замечательно сказано: "Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами». Русский инок – это тот, кто, как преподобный Феодосий, скрывает свои аскетические подвиги и чья жизнь, кроме молитвы, заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом; кто, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, взяв на себя бремя служить духовным отцом для мирян." Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский - вот те, кто молит Господа о Земле Русской!
Святые епископы – святители – третий по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы. "Святитель прославлялся тогда, когда своей жизнью и служением церкви достигал личной святости. Типические черты русского святителя – это щедрая милостыня, забота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость в борьбе за правду." Нифонт Новгородский, Стефан Пермский, Гурий Казанский, Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Николай Японский - вот лишь некоторые имена святителей. 20 век стал временем испытания крепости веры, временем погибели за Христа множества священников.
Юродивые - так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.), св. Максим (15 в.), Василий Блаженный (16 в.), Ксения Петербургская (18–19 вв.), блаженный Николай Рынин (19 в.) - вот они, поборники Христовой правды.
Имена святых мирян и жён не столь многочисленны. Как невинноубиенный младенец был канонизирован в 17 в. царевич Димитрий Угличский. Есть случаи канонизации церковью мирян, смысл подвига которых состоит в социальном опрощении: богатые и сильные мира сего добровольно отрекаются от своего богатства и власти и ведут образ жизни простого крестьянина. Таким святым был, например, дворянин по происхождению Симеон Верхотурский (17 в.). Притягательна для русского сознания и святость земледельческого труда. Так, в житии Артемия Веркольского, мальчика, убитого молнией (16 в.), особо подчеркивается, что сельский труд в раннем возрасте стал его земным подвигом. Житие Юлиании Лазаревской (17 в.) дает пример того, как глубоко могло войти Евангелие в жизнь мирянина. Юлиания Лазаревская являет собой образец верности материнскому и супружескому долгу, пример кроткой, совершенной любви, позволявшей ей, забывая собственные немощи, заботиться не только о своей семье, но и кормить нищих в голодные годы, хоронить умерших, мыть в бане больных во время эпидемии.
Все они, в русской земле просиявшие, - наши заступники и молитвенники! Сегодня, как никогда, нам нужна их помощь: "Иерусалима Вышняго гражданы, от земли нашея возсиявшия и Богу во всяцем чину и всяким подвигом угодившия, приидите, воспоим, вернии: о всеблаженнии земли Российския заступницы, молитеся ко Господу, да помилует сию от гнева Своего, исцеляя сокрушение ея, и верныя люди Своя утешит."
Комментариев нет:
Отправить комментарий