Страницы

понедельник, 2 ноября 2015 г.

Фирменное блюдо либерализма

Женский портал, рекламируемый по ТВ. Весьма посещаемый. Читаю заголовок, возмутивший меня безмерно: "В однополых семьях дети получают больше внимания". А далее со ссылкой на "исследование американских ученых" приводятся некие псевдофакты. 
Я уже очень давно читаю СМИ, так сказать, с аналитическим прицелом. Вот и этот "вброс" сподвиг меня на поиск связного изложения одной  интересной теории, через призму которой весьма интересно рассматривать многие события. Думаю, это интересно не только нам, но и нашим старшеклассникам: у этой технологии бо-о-ольшое будущее...

Знакомьтесь: Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественной политики Mackinac Center. Он сформулировал оригинальную социальную технологию легализации маргинальных идей и явлений - модель изменения представления о проблеме в общественном мнении, посмертно названную "Окном Овертона". Технология эта штука весьма тонкая, её отличает неощутимость  факта воздействия.
          Согласно теории, для каждой идеи или проблемы в обществе существует так называемое окно возможностей. В его пределах идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым спектр возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое, до стадии «норма» - осмысленное, принятое массовым сознанием и закреплённое законодательно.
Технология описывает пять этапов воздействия, на каждом из которых используются обычные информационные инструменты, но сумма этих этапов дает парадоксальный результат, превращающий нечто ранее полностью недопустимое в обществе, в приемлемое или даже престижное.

Первый этап - "От Немыслимого до Радикального", или КАК ЭТО СМЕЛО!
Цель этапа:
снять табу на обсуждение явления;
сделать явление известным как можно более широкому кругу людей;
сделать обсуждение явления привычным;
придать обсуждению явления статус важной общественной темы. 
Для этого явление вводится в информационное поле, как радикально-вызывающее. Этот статус особенно стимулирует внимание к явлению. Обсуждение темы преобразуется из стихийного в организованное - выносится на уровень общественных или академических форумов  и трактуется как социально значимая проблема.
Второй этап - "От Радикального до Приемлемого", или ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
Цель этапа:
подмена понятий, замена эмоционально-неприемлемых терминов на эмоционально-нейтральные эвфемизмы.
На этом этапе вводятся новые понятия, обозначающие разные стороны того же явления, но не ассоциирующиеся в сознании общества с неприемлемым явлением.
Третий этап - "От Приемлемого до Разумного", или ТАК И НАДО.
Цель этапа:
внедрение идеи о естественно-природном характере обсуждаемого явления;
преодоление отношения к явлению, как к абсолютно недопустимому;
рекрутирование адептов явления.
Используются научные (или псевдонаучные) факты и объяснения, которые придают явлению объяснимый и как бы обусловленный природой характер. Это переломный этап, переводящий явление из абсолютно маргинального в понятное обществу. Из числа лиц, ищущих оригинальную форму личной самореализации, начинают появляются адепты явления.
Четвертый этап - "От Разумного до Популярного", или В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ!
Цель этапа:
распространение информации о якобы распространенности явления;
внедрение в массовое сознание мысли о реальном присутствии явления в обществе;
ассоциирование явления с конкретными лицами, не вызывающими личного отторжения.
На этом этапе создается ощущение популярности явления среди реальных людей, окружающих обывателя. Приводятся цифры роста популярности, в медийных средствах демонстрируются конкретные люди, причастные к явлению и совершенно адекватные или даже привлекательные своим поведением и внешним видом.
Пятый этап - "От Популярного до Политического", или МЫ ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ!
Цель этапа:
представление явления, как политически важной темы;
представление отрицания явления, как нарушения права человека;
внедрение негативного отношения к любому отрицанию явления.
Проведение социальных опросов, результаты которых интерпретируют явление как социально-политическое. Включение обсуждения явления в политическую повестку как требующего юридического или политического регулирования. Инициирование политических инициатив по защите адептов явления, как "меньшинства", находящегося под угрозой.
        Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы обнаружить приметы буквального воплощения идеи в жизнь, в том числе и при помощи статейки, упомянутой мною выше.

       Когда-то, поясняя теорию, ученые с иронией приводили в пример каннибализм - дескать, вот посмотрите, как это могло бы работать.
А сегодня я сижу и думаю: что следующее? Неужели каннибализм?..

Виктория Викторовна.

4 комментария:

  1. Ольга Ластовка2 нояб. 2015 г., 23:37:00

    К сожалению, да. Только в духовном смысле , что гораздо страшнее.

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна3 нояб. 2015 г., 13:56:00

    Да, Оля, это ты очень точно подметила!

    ОтветитьУдалить
  3. Слушайте, какое чудовищное количество безумных антиидей сегодня на самом деле запускается в соответствии с теорией Овертона! Волосы дыбом! Эмбрионы от трёх родителей, американский проект по созданию удобрений из человеческих останков, гомосексуальные епископы, сервис "Бог - на ходу" и прочее, и прочее... Вправду, как часто отец Александр цитирует слова преподобного Антония Великого, «приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им»...

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Логачева27 апр. 2016 г., 02:25:00

    Как это ни печально, но в информационной войне мы проигрываем!

    ОтветитьУдалить