доктор
педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук,
профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной
семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии
Россия последние десятилетия стремилась
стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных
ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер.
Культура стала из высокой и традиционной стала массовой и потребительской,
образование и здравоохранение стало потребляемой услугой, юридизм встал над
здравым смыслом и своей заорганизованностью и законничеством парализовал почти
все сферы общества, и даже семью пытались перекроить на контролируемые
ювенальной юстицией партнёрско-контрактные отношения. Особенно болезненно это
сказалось на сфере образования и воспитания детей и молодёжи, когда воспитание прав с его странными
конвенциями стало выше и первее воспитания
обязанностей, насаждение мультикультурализма и толерантности заслонило уважение
и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурентности почти свело на
нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, другодоминанту
сменила эгодоминанта, коллективизм атомизировали индивидуализмом, патриотизм объявили
идеологией маргиналов, а стыдливость – уделом закомплексованных полумонашек.
Тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и омбудсменов в школах и
комитетах по делам молодёжи стало больше, чем учителей и воспитателей, а
портфолио стало верным средством разжжения гордыни и тщеславия.
Локомотив отечественного образования с
его многовековой традицией энциклопедизма и фундаментальности начали
стремительно перестраивать под западную узкоколейку компетентизации, узкой
профильности и «рождающего интеллектуальных болонок» (К. Сёмин) болонского
процесса с его бакалавризацией и магистрантизацией. И даже вузовская наука
вместо того, чтобы создавать новое, зациклилась на количестве публикаций и
цитирований, на каких-то скопусах и хирш знает каких индексах наукометрии.
Мы стремительно спешили нашу столетиями
выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования и воспитания привести
к общему знаменателю с западной системой и вдруг... выясняется, что Запад нас
уже не ждёт, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то
христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в
общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно
платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с
тремя родителями и прочей мерзости «свободного» мира.
Ещё в декабре 2010 года на совместном заседании Госсовета и
Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания
молодёжи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться»
толерантности у американцев, а Путин тогда ему твёрдо возразил: «Есть только
одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это
общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту
мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться
нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от
успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот»[1]. А
в 2013 году, возвратившись, на пост главы государства на своей традиционной
пресс-конференции В.В. Путин заявил: «Для меня
важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от
некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими
гражданами, нашим населением. <...> Что же касается традиционных наших
ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше
внимания <...>. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы
должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться
вперед. <...> Это, конечно, консервативный подход, но напомню еще раз
слова Бердяева, что консерватизм – это не то, что мешает движению вперёд и
вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд,
очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю, по сути. Ничего здесь
необычного для нас нет. Россия – страна с очень древней глубокой культурой. Не
только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру,
мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперёд и развиваться»[2].
После воссоединения
Крыма и введённых против России западных санкций стало и вовсе очевидным, что
без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием
почти во всех сферах стало слово «импортозамещение». В первую очередь оно было
подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой. Серьёзно
изменилось наполнение витрин супермаркетов и незначительно афиш кинотеатров. Стало
меньше крашенной норвежской сёмги и спецэффектных голливудских боевиков. Необходимо
осознавать, что в ближайшие годы (а, скорее всего, месяцы) процесс
импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придёт в образование и в
воспитательную практику. И выиграет тот, кто будет готов к этому процессу, тот,
кто, не дожидаясь циркуляров Минобра и Госкоммола начнёт эту работу.
Совершенно очевидно,
что легче всего этот процесс начать в сфере дополнительного образования и во
внеклассной воспитательной работе, ибо они не так жёстко регламентированы
нормативно-правовыми актами, как учебная деятельность. Отказаться от
многолетней практики воспитания западных ценностей конкурентности, толерантности, мультикультурализма, партнёрства,
индивидуализма, потребительства в пользу традиционных для православия любви, заботы, доверия, милосердия,
соборности, даяния, традиционных для советского воспитания дружбы, уважения, солидарности,
коллективизма, интернационализма и традиционных для тех и других жертвенности, почитания старших и любви к
Отечеству не очень сложно. Для этого надо переключить профессиональный
регистр воспитателя, сменить воспитательную
ориентацию на традиционную. Это сделать не так сложно. Возвратиться к установкам
традиционного значительно проще, чем их ломать, хоть это во многом уже сделано.
Да и форм воспитательной работы, детского самоуправления, детских общественных
организаций в отечественной педагогике накоплено огромное количество. Надо прекратить православную воспитательную
традицию называть педагогикой рабства, а советскую – педагогикой тоталитаризма.
Надо вернуть в воспитательную работу смысл и милосердие, заменив педагогику мероприятий и профилактики пороков на
педагогику событий и взращивания
добродетелей. И заявить об этом очень громко. Это
непросто, почти невозможно в нынешних культурных обстоятельствах и в нынешней
образовательной политике Минобра. Для этого нужно нам всем вспомнить о своих
культурных корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать
бледное блеянье education management,
обнуляющее подлинное образование… Для этого необходимо перед нашей молодёжью
рядом поставить христианские и советские образцы и примеры: образы стойкости и мужественности
святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева, образы жертвенности и
мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры,
Надежды, Любови и молодогвардейцев Краснодона, образы служения Отечеству благоверного князя Александра Невского и
маршала Г.К. Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки
Корчагина, образы самоотдачи и милосердия
великой княгини Елизаветы Фёдоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и
медицинских сестёр Великой Отечественной,
образы тех, кто достиг высот в просвещении – равноапостольного Николая
Японского и А.С. Макаренко.
К этому
ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине,
чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя»
одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же
свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. <...> Мы должны взять из
различных исторических периодов всё по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен
великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и
культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и
коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего
общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав
и свобод граждан в постсоветской России. Синтез, который лежит за пределами привычной
дихотомии «правые-левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность — достоинство — державность»»[3].
К формуле
Патриарха добавим формулу Президента: «Для моего поколения всё это имело
большое значение, у нас было ещё то, что называлось улицей, двором, общим
домом, где мы с друзьями росли. Мы много времени проводили на этих,
как бы сегодня сказали, неформальных площадках. Да, проблем там было тоже
очень много, достаточно, но там воспитывались такие качества, как умение
дружить, помогать друг другу, различать добро и зло. Подлость
и предательство были для нас самым последним, презираемым делом. Мы
спорили, обсуждали происходящее, прежде всего, конечно, в школах, фильмы,
героев книг.
Сейчас жизнь,
безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности – они всегда
остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта,
мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»[4].
Ждать циркуляр или
распоряжение свыше уже не надо. Оно уже дано и главой государства, и Патриархом.
Можно действовать, не ожидая отмашки Минобра. Это пять лет назад, услышав
призыв «Россия, вперёд!», мы не могли найти с какой стороны этот перёд,
разрываясь между проамериканской толерантностью и пророссийским патриотизмом. А
теперь всё ясно, господа-товарищи. Можно приступать.
Но... реализовать это
будет невозможно, если мы не освободим школу, её директора и учителя от не
свойственной им работы, если мы не избавим их от избыточного контроля и
Рособрнадзора. Учитель ничего не сможет сделать, если он весь август, сентябрь
и октябрь будет писать 100-страничные рабочие программы по всем предметам для
всех классов по новым стандартам. Директор по-прежнему не будет видеть своих
учеников, если он часами будет просиживать на совещаниях и видеоконференциях,
метко названных «радионяней», а потом будет давать ответы на десятки ежедневных
писем и распоряжений.
Замечательная статья
нового Закона об образовании, предписывающая увеличить зарплату учителей до
средней в промышленности в регионе, помноженная на нормативно-душевое
финансирование привела к тому, что зарплату повысили за счёт простого сокращения
количества учителей (их количество в крае в последние годы уменьшилось с 53
тысяч до 30 тысяч человек). При этом никто не считает как увеличилась их
нагрузка. Количество учеников, приходящихся на одного учителя выросло на 36,5 %
(с 12 до 17). Средняя наполняемость классов городских школ уже дошла до 27
человек, что превышает предельно допустимую. И это нарушение никого не пугает. С одной
стороны, увеличивается количество учеников в расчёте на одного учителя.
С другой стороны, увеличивается часовая нагрузка учителя, показатели которой не
публикуются. При этом растёт наполняемость классов. И как
вы думаете, учитывая рост этих трёх показателей, будет ли расти качество образования? Ответ очевиден. Вот вам и
дикий капитализм с его эксплуатацией и экономической
эффективностью как мерилом качества. Но всё же самое страшное это
безразмерный рост количества бумаг, вывалившихся на голову учителя и директора.
Только количество приказов, изданных региональным Министерством образования и
науки уже в этом году, перевалило через 5 тысяч. Это в пять раз больше, чем у
федерального министерства. И всё это на нашу голову. Это более 30 приказов в
сутки, если не считать выходные и праздники. А есть ещё распоряжения и
инструктивные письма.
В связи с этим я от имени учителей (абсолютно
уверен, что они меня поддержат) обращаюсь за защитой к Церкви. Прошу на
ближайших Кирилло-Мефодиевских чтениях 20 октября принять от имени всех
участников чтений обращение к губернатору с просьбой защитить школу и учителя
от чиновничьего беспредела, в котором были бы следующие конкретные предложения.
1. Вернуться к советской практике и
разработать перечень документов и видов отчётности, которые должна
предоставлять школа учредителю и контролирующим органам. Ввести законодательный
запрет на предоставление школой отчётности и информации сверх этого перечня. Чиновников,
множащих отчётность и документацию, считать вредителями.
2. Сократить количество управленцев в
системе образования на всех уровнях от муниципального до краевого в несколько
раз, особенно в части надзорных органов и запретить практику наложения штрафов
на руководителей школ и учителей.
3. Законодательно избавить школу, учителей
и классных руководителей от несвойственной им работы, а именно: а) от написания
рабочих учебных программ, которые должны разрабатывать учёные-методисты; б) от
двойного ведения документации (журналов, дневников и пр.) в электронном и
бумажном виде; в) от предоставления информационных писем в органы, не
являющимися учредителями школ.
4. Избавить школы от обязательного
участия в бесконечных конкурсах и фестивалях и отменить порочную практику
зависимости зарплаты директора от количества конкурсов и мероприятий, в которых
приняла участие школа.
5. Регулярно публиковать данные о
средней недельной часовой нагрузке учителей по школам, по муниципалитетам и по
всему краю.
6. Прекратить практику выстраивания всяческих
рейтингов между учениками, учителями, школами, муниципалитетами как множащую
приписки и ложь на всех уровнях.
Если школа и учитель не вернутся в
нормальное бесстрессовое, безавральное состояние, то не потеряет актуальность порядком
надоевший анекдот: «Дети, уйдите из школы и не мешайте работать над документами
по реализации неотложной модернизации образования».
[1] Цитируется по стенограмме,
взятой с президентского сайта: http://www.kremlin.ru/transcripts/9913 или http://президент.рф/выступления/9913.
[2] Пресс-конференция Владимира
Путина 19 декабря 2013 года. Стенограмма
// http://www.kremlin.ru/events/president/news/19859.
Замечательная статья. Подписываюсь под каждым тезисом. Особо - наболевшее - о стрессе. Скоро на входе нужно будет поставить автоматы, выдающие успокоительное. И трудно сказать, чья потребительская активность будет выше: детская или наша, учительская.
ОтветитьУдалитьОдиннадцатый класс вообще у школьников украден. Это такое формальное сосуществование, где есть негласная договоренность - каждый идет по своей дороге, к своим экзаменам. Какие там радости, какие открытия! Жесткий график от репетитора до репетитора, школу надо отбыть... Причем степень невротичности растет в геометрической прогрессии как у учителей, курирующих предмет, так и у ребят. О родтелях молчу. Это просто негласные жертвы затянувшейся войны за знания... Уже тысячу раз спрашивала себя, в чем дело, ведь мы тоже сдавали экзамены! Как ни странно, ответа не нахожу. Это какая-то массовая истерия, под воздействие которой попадаешь невольно, даже совершено сознательно контролируя свои реакции. Правда! Не удивлюсь, если узнаю, что и здесь не обошлось без "специалистов".
Добавила бы к статье ( может,конечно, это касается только учителей математики и русского языка): избавить учителей о создании папок по слабоуспевающим и одаренным детям , портфолио; избавить классных руководителей о сборе информации( на каждого ученика) о жилищно- бытовых условиях, зарплатах родителей ( может, конечно, это только в нашем районе). А сколько информации учителя математики и русского языка готовят о посещенных консультациях, платных услугах при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, информационных письмах для родителей. Среди родителей много возмущенных, им надоело расписываться в бумагах. На первом месте бумаги, бумаги, бумаги. Сплошная бюрократия
ОтветитьУдалитьВсе верно. И как точно Андрей Александрович сформулировал предложения. А по поводу вала ненужной информации, которую обязывают собирать классных руководителей, это просто беда. Сегодня наши «классные мамы» получили очередную таблицу для заполнения. Это просто сокровище, если рассматривать эту таблицу через призму неприкосновенности (конфиденциальности) частной жизни. Например, в таблице следует заполнить такие графы:
ОтветитьУдалить1. Ф.И.О. отчима (супруга или сожителя законного представителя (матери), не состоящего в родственных отношениях с ребёнком)
2. Сведения (если имеются) о наличии судимости (с указанием статьи) у отчима (супруга или сожителя законного представителя (матери), не состоящего в родственных отношениях с ребёнком).
Понятно, что эти сведения нужны для предупреждения преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Но мы-то тут причем?! О судимости в органах внутренних дел сведений нет? По-моему, это прямая обязанность участковых информировать КДН и ЗП. Мало того, что учителя каждые полгода, как побирушки, стучатся в каждый дом, выслушивая брань хозяев и лай собак, собирают данные о проживании и перемещениях на заданной территории несовершеннолетних, так еще в личную жизнь родителей должны влезать?! Как мне спросить у мамы ученика: « А вы одна живете или у вас есть сожитель? А он не судим? А по какой статье?» Вы представляете, что мне ответит мамаша. И будет права. Кстати, у нас был случай, когда педагога, проводившего так называемый подворовый обход, «назойливо стучавшего в калитку», забрал наряд милиции. И правильно. На каком основании мы должны ходить по квартирам многоэтажек или стучать в закрытые ворота частных домовладений, выспрашивая информацию о детях?! Разве нет базы данных у квартальных и домоуправов, участковых, в поликлиниках, наконец?! Нет, пусть это делают учителя. Одно дело, если мы идем в семью своего ученика. Другое дело – «ходить по над дворами» незнакомых людей. Хотя, они нас уже хорошо запомнили, и недоумевают: «Сколько можно сведения собирать?!». Меня, например, эта «почетная миссия» унижает. А еще одна приятная обязанность классного руководителя – ведение бухгалтерского учета по питанию. Нет, не только табеля посещаемости, ежедневных заявок в столовую, отметок о количестве съеденных завтраков в столовском Журнале. Даже не о сборе оплаченных квитанций. О ведомости Excel ежедневного учета питания школьников. Хорошо, если в классе есть добрые и грамотные родители, которые берут эту бухгалтерию на себя. А если нет? В таком случае, «не умеете работать, коллеги». А я не этому в институте училась. Ведь не случайно не выбрала профессию бухгалтера. Про конкурсы отдельная история. Бедные директора сидят на планерке и, низко опустив голову, выслушивают, как они «такие-сякие» нерадивые руководители не доглядели, что в конкурсе, например, о спасении австралийских черепах, их образовательная организация не приняла участие. Это ж преступление! И пошли руководители «стружку с учителей снимать»! Вы посмотрите на рисунки. Их же в большинстве своем делают родители. Потому что это быстрее и эффективнее. В мое время работы, выполненные за детей взрослыми, вообще не оценивались. Так что прав Андрей Александрович, что эти рейтинги провоцируют ложь и вызывают агрессию в образовательной среде. Хочется учить детей и заниматься творчеством. Поэтому я не классный руководитель.
Прошу прощения за эмоциональность. Накипело
А я - классный руководитель. Да еще 5 класса. Коллеги поймут-это все прелести бумаготворчества, связанного с ФГОС второго поколения. С сентября написано всего 4 рабочие программы. Причем 2 из них сквозные,т.е. 5-9классы. Переписывала несколько раз,теперь научилась. Потом появились Рекомендации - переписала еще раз. Провела беседу с детьми о правилах поведения в школе-заполнила папку проведения инструктажа. Заполнила подробный социальный паспорт класса. Потом еще более подробную информацию о многодетных семьях для городской администрации. Подсчитала процент качества и обученности по всем предметам(и это при наличии электр.журнала,где есть вся статистика). Расписала паспорт занятости на каждого ученика класса. Составила сводную таблицу занятости. Подала сведения об уровне образования родителей, национальности.Заполнила карты адаптации по трем классам, где преподаю,написала самоанализ прохождения программы. Тут выяснилось,что некоторые формулировки в картах занятости и заявлениях родителей изменили-набрала текст,распечатала,передала родителям, с трудом собрала обратно,сдала завучу. Да, забыла, каждое утро - заполнение табеля по питанию, в конце месяца еще раз табель. Сбор денег с родителей - можно писать роман 'Униженные и оскорбленные'. Да простит меня Федор Михайлович... На сегодня все, пошла писать очередной отчет...
ОтветитьУдалитьА если, например, у вас выпускной (9) класс и вы учитель русского языка. В прошлом году ученики школы сдали экзамен ниже краевого, поэтому в этом году нужно догнать и перегнать. В этом мне чудесным образом должна помочь папка с обязательными бумагами.
ОтветитьУдалить1. Графики индивидуальных и групповых консультаций
2. Диагностические карты на каждого ученика.
3. Журнал посещений
4.План работы
5.Индивидуальные папки детей
И много чего ещё. Зачем это ежегодное сравнение несравнимого? Сравнили сельскую школу с гимназией и позорят первых целый год, что "ниже краевого".
Вот тут то и папочки сгодятся. Их везут начальству доказать, что учитель не дурака валял, а готовил детей, просто детки слабенькие,без гуманитарного уклона. Почему мы должны оправдываться? Зачем нас сравнивать?
Сейчас есть возможность составлять петиции и собирать подписи под ними в интернете. Почему бы Андрею Александровичу не запустить этот процесс по данной теме. Я думаю, многие бы подписались. Или испугаемся?
ОтветитьУдалитьТ. Органова
Давайте посоветуемся с отцом Александром Игнатовым, как лучше поступить. Но Вы правы, Татьяна Михайловна, надо что-то делать. А вот испугаются учителя или нет, не знаю.
ОтветитьУдалитьКонечно, мы должны получить благословение о. Александра, если он посчитает что такая петиция необходима.
ОтветитьУдалитьТ.Органова
Ура! Президент за нас!
ОтветитьУдалитьВладимир Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях:
в) принять меры:
по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий;
по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.
Срок — 15 июня 2016 г.;
Т.Органова
Ура! Вот это да! Слава Богу! Спасибо, Татьяна Михайловна за добрую весть и за вашу осведомлённость в таких важных вопросах!
УдалитьСпасибо, уважаемая Татьяна Михайловна, за хорошие новости. Если эти меры будут приняты, то это действительно будет прорыв.
ОтветитьУдалить