суббота, 14 февраля 2015 г.

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..."

shusharin: "И Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк 2:35)

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля."

«Не пора ли спросить себя: чего же жду я? О чем все сильнее напоминает мне сердце? Преображается ли постепенно моя жизнь в ожидании встречи с главным? Вот вопрос Сретения... Праздник Сретения Господня — праздник встречи души с Любовью, с Тем, Кто дал мне жизнь и силу преображать ее в ожидание».
                                                                     Отец Александр Шмеман

       Замечательный русский историк  19 века Нил Александрович Попов, размышляя о Празднике, так писал: "Праздник Сретения Господня есть один из величественных моментов истории спасения людей. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами; настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям; однако, в лице праведного Симеона, уходя, Ветхий Завет познает свое назначение, смысл своего томительного бытия у закрытых врат рая, – и в Боговдохновенном «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания." 
     Но, как и в любом евангельском событии, в Сретении есть целый пласт смыслов и подсмыслов, о которых можно размышлять и размышлять... О том, что этот День - напоминание нам, по слову митрополита Сурожского Антония, что мы тоже "когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь". И о том, что, как говорит в проповеди отец Иоанн Павлов, "Господь, придя в Иерусалимский храм, наполнил его Собой, Своим присутствием. Он как бы освятил его, утвердил и благословил храм как место встречи человека с Богом." И о том, что "пред смертью и у нас откроются глаза, и мы узнаем то, чего теперь не хотим знать, и мы тогда убедимся в том, в чем теперь сомневаемся. Да, пред смертью узнаем, убедимся, что по ту сторону гроба есть другая жизнь – вечная, о которой мы теперь так мало заботимся; пред смертью узнаем, убедимся, что в будущей жизни грешников ожидают мучения – вечные, которых теперь так мало боимся, пред смертью узнаем, убедимся, что есть Правосудный Бог, воздающий каждому по делам, Которого теперь мы так мало страшимся; ясно узнаем и вполне убедимся тогда во всем, чему учит нас Святая Церковь, которой мы так мало слушаемся,"- как пояснял в проповеди  протоиерей Родион Путятин.
          Я же особенно пронзительно пережила мысль отца Вячеслава Резникова о том, что старец Симеон, нёсший бремя жизни в ожидании Спасителя, "поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого: «Ныне отпущаеши» – и от тяготы жизни, и от страха смерти". Вот так бы и нам, проникнуться неизреченной радостью встречи и сохранить её "во вся дни живота",  а подойдя к рубежу, с миром отойти ко Господу, зная -  " и свет во тьме светит, и тьма не объяла его"
basart2007 - Сретение Господне.
Сретенье

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.                  
От взглядов людей и от взора Небес
вершины скрывали, сумев рапластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:

«Сегодня,реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем, что глаза мои видели это
Дитя: Он — Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В Лежащем сейчас на раменах Твоих —
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там  не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.                    
                                           Иосиф Бродский, 1972 год

                                Виктория Викторовна

2 комментария:

  1. Ольга Ластовка15 февр. 2015 г., 05:02:00

    Спасибо за статью, Виктория Викторовна, очень кстати перед походом в храм задуматься о смысле праздника. И стихотворение прекрасное, хотя я не очень люблю Бродского за "заумность", сложные синтаксические конструкции итд.
    сегодня прочла также слова прот.Игоря Ганагина:
    Христос Спаситель пришел в мир уже давно, две тысячи лет тому назад. Но до сих пор многие с Ним так и не встретились. Среди них и те, кто не слышал о Нем, и те, кто, услышав, не поверил. Нам, верующим, должно бы рассказать неслышавшим, уверить неверующих. Почему-то у нас это плохо получается. Почему же?
    Да сами-то мы, верующие, встретились со Христом или нет?
    Конечно, встретились, ведь обретение веры и есть такая встреча. Не умеем мы, однако, все время жить этой встречей, не получается всегда помнить всем сердцем о Встреченном нами, а точнее, о Встретившем нас. Живое ощущение присутствия Христова вселяет в сердце мир и радость, несмотря ни на что. Праведный Симеон «с миром» пошел умирать. Получается ли у нас «с миром» не то чтобы умирать, а хотя бы жить?
    Празднуя Сретение Господне, будем благодарить Бога за то, что эта встреча в нашей жизни все же состоялась, что в ней наша жизнь и наша будущая смерть обрели тот единственный смысл, с которым можно бесстрашно и радостно и жить, и умирать. Для тех, кто приблизился ко Христу, самое главное – эту близость не потерять.


    Источник: http://www.pravmir.ru/sretenie-osushhestvlenie-ozhidaemogo/#ixzz3Rm6mGn5r

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за отклик, Ольга! Рада нашему "совпадению"))) Я тоже не поклонница Иосифа Бродского, но это стихотворение тронуло, в том числе "перетеканием" строк - это создало особое настроение, такую бытийность повествования: это несомненно было, и было вот так одновременно тихо и значительно.
    Поздравляю всех-всех! Смотрите, какую замечательную открытку увидела, - это всем нашим читателям!
    [im#]http://www.pixic.ru/i/00H0w3F4R9H7Y9F6.gif[/im]

    ОтветитьУдалить