пятница, 27 февраля 2015 г.

Духовный «спайс», или Осторожно, детский журнал!


 
Кравец Сергей Александрович, учитель основ православной культуры, МБОУ СОШ №17 ст. Холмской Абинского района
Сегодня страшной опасностью для подрастающего поколения является искусственный наркотик «Спайс». Его употребление приводит к психическим и физическим расстройствам организма, самоубийствам, слабоумию, частичному или полному разрушению человека как личности.
 Но есть вещи, которые через особенности восприятия детской психики могут быть для них не менее опасны. Их можно назвать духовным наркотиком-спайсом для наших детей. Хотя его воздействие заметно не сразу, последствия могут быть страшными и опасными, а масштабы разрушения гораздо более серьёзными.

В повседневной  жизни мы мало обращаем внимание на то, что окружает наших детей. Что они читают, что смотрят, во что играют? И виной здесь не только суета и жизненные заботы. Главная причина в другом. В нас срабатывает стереотип, что если что-то сделано для детей, то оно не может быть плохим. Ведь мы же хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее, и думаем, что все полагают так же. И это естественно. Но увы, в наше тревожное время так считать уже нельзя, просто недопустимо. Прошли давно те времена, когда вся детская продукция должна была в большей степени развивать и воспитывать, чем только развлекать. А сегодня - если бы только развлекать!
В силу своей профессии приходится сталкиваться с журналами, которые смотрят и читают наши дети. Многие из них не радуют, а некоторые вообще шокируют. Несколько лет назад  на парте одной девочки класса начальной школы впервые увидел красочный журнал ныне популярного медиа-продукта. На его обложке была изображена мультяшного вида в коротком платьице девица-подросток с синевато-серого цвета кожей и со странного вида то ли украшениями, то ли татуировками в виде кривоватых поперечных штрихов, пересеченных такой же невыразительной линией, нанесенных  на руках, ногах и шеи этой девицы. Что-то неуловимое они мне напомнили… Заинтересовался, взял полистать.
Красноречивое название журнала выведено крупными готическими буквами «Monster High», и внизу по-русски «Школа монстров». Посреди названия, видимо для украшения, череп с… красным бантиком (!).
Monster High - Мультфильмы @ EX.UA
Когда-то журналы для детей и юношества назывались иначе: «Юный техник», «Техника молодежи», «Юный натуралист» и др. Из детей хотели воспитать конструкторов, исследователей, летчиков, космонавтов. Кого же сейчас, судя по его названию?
К сегодняшнему дню название «Школа монстров» стало громким брендом, его продукцию можно увидеть на детских каналах по телевидению,  в любом крупном магазине игрушек – это и куклы, и атрибутика, и журналы.
В детстве закладывается фундамент, стержень и основа моральных и нравственных качеств, которые потом будет использовать ребенок на протяжении всей жизни. Для детей мультфильм, игрушка, журнал и другая предназначенная для них продукция не просто развлечение, это инструмент познания, формирования моделей поведения, транслятор ценностей.
Спектр воздействия  на неокрепшую психику весьма широк. Рассмотрим самые важные из них.
АТАКА №1 на представление о красоте.
Ещё древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Создание условий для возникновения радости, эстетических переживаний, других нравственных чувств – это одна из главных задач взрослых.
Образы как бы очеловеченных монстров-чудовищ резко вступают в борьбу с естественной тягой к настоящей красоте у ребенка, навязывая обезображенный идеал. Чаще всего они изображаются с ярко выраженными животными чертами - это клыки, заостренные уши, и что интересно  - ноги у этих символов «мертвенной красоты» часто  прорисовываются сходными по строению с копытными животными. Здесь прослеживается явное сходство с образами нечисти в сказках традиционной культуры. Сочетание оттенков серых и черных тонов в представлении тел человеко-монстров могут вызвать, как отмечают художники, ассоциации с образом разлагающегося мяса… Что не удивительно, ведь эти «герои» не что иное, как полуожившие трупы с признаками разложения, сшитые неаккуратными стежками (швы патологоанатома). По сути все переворачивается с ног наголову – то, что считалось раньше жутким, страшным и безобразным, теперь становится эталоном. В результате формируется новое эстетическое восприятие, иная культура человека.
АТАКА № 2 на понятие о добре и зле
В старых сказках различия между добром и злом имеют четкие границы безо всякой двусмыслицы. Добро всегда ведёт бескомпромиссную борьбу со злом и одерживает победу над ним, каким бы могущественным оно ни казалось.
Для обитающих в мире школы монстров нет такого понятия «добро». Оно здесь умерло вместе с его мертвыми «героями». Персонажи этого мира имеют звериные черты и звериные наклонности, соответствующие злым персонажам в русских сказках. Клыкастые герои-монстры размывают границы хорошего и плохого, ломают систему ценностей, принятых в нашей культуре. Впрочем, составители журнала не особо это скрывают, главный слоган которого: «Наши недостатки делают нас неповторимыми! Будь «монстром»! Будь Собой!», «Чувствуешь себя не таким, как все? Тогда школа монстров - это твой мир!» Просто и откровенно.
Для детей будет открытием узнать, что теперь не нужно бороться с недостатками и плохими привычками. Ведь это гораздо легче, чем постоянная работа над собой. Хорошие качества нужно взращивать в себе – это постоянная работа личности над собой. Об этом постоянно твердят родители и в школе тоже не забывают.
Главное у героев здесь это не какие-то там моральные их качества. Нет. Главное это присущие им сверхспособности. Понятия добра и зла в мире современных персонажей относительны. «Крутость» - вот главный критерий измерения «нового мира». Кто круче, тот, значит, и «добрый», в том смысле что лучший. Представьте, если бы вас в детстве журнал «Мурзилка» восхищенно знакомил с антигероями и предлагал повесить плакат в своей комнате с Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем или Соловьем-разбойником. 
При идентификации себя с таким персонажами дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц, если их так можно называть. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику, а в душе остаться добрым, перенять бессмысленный оскал и усердствовать в учебе.
АТАКА № 3 отношение к смерти.
Самый главный символ журнала «Школа монстров» - это человеческий череп. Им заполнено все пространство журнала. Черепа на каждой странице, большие и маленькие, с бантиком(?) и без, в качестве орнамента, украшений и просто на одеждах героев. Везде. Вторыми по значимости являются гробы. Ими оформлен, например, гороскоп, комиксы и т. д. Все это преподносится в жанре черного юмора, если говорить на молодежном жаргоне, то ради того, чтобы было «прикольно».
В детском и подростковом возрасте закладываются защитные механизмы: формируется инстинкт самосохранения. Образы, связанные со смертью и поданные в большом объеме, блокируют этот инстинкт. У ребенка ослабляется защитная реакция, которая может не сработать в миг смертельной опасности, например, он не отпрыгнет при звуке тормозов приближающейся машины. Также это может привести к желанию причинить себе боль, может увеличить риск самоубийства.
АТАКА № 4 на семейные ценности.
Один и самых важных образов для благополучия общества в будущем - это женский образ. И именно он чаще всего подвергается особенному вниманию сегодняшних мультимедиа проектов.
В старых добрых сказках главные герои всегда создают семью. Отношения героев возвышенны и целомудренны. Героиня - это идеальный женский образ жены и матери, скромной, жертвенной, любящей, прощающей. Чаще всего это прекрасная девушка, в описании которой акцент сделан на духовную красоту. Мужчина  - это рыцарь, воин, принц, который уважает девушку и мужественно защищает её честь.
В «школах монстров», напротив, акцентируется физиологичность и сексуальность героинь, внимание приковывается к внешности. Поведение развязное, если не сказать распущенное. Герои флиртуют и заигрывают между собой без намека на какие-либо серьезные отношения. Любовь здесь тоже не живёт. О создании семьи, как и о стремлении стать матерью, здесь речи нет вообще. В отношениях доминируют мелочность, эгоизм, цинизм и агрессия. И это объекты для подражания для сегодняшних девочек! У мальчиков же формируется идеал женщины, которую он будет потом подсознательно искать.
Выстрелы в будущее.
Так называемые атаки с дальним прицелом в той или иной степени могут быть присущи не только данному бренду, но также и другим не менее популярным. Отличия только лишь в полноте арсенала.
Возможно, кто-то из читателей скажет, что автор слишком сгущает краски, что страшного в таких «сказках» для современных детей нет. Однако, по мнению психологов, для неокрепшей психики, находящейся в стадии развития и ещё не имеющей информационного иммунитета, эта «сказка» является реальностью, которую он критично воспринимать не сможет. Тем более, что мир вурдалаков, зомби, вампиров и прочей нечисти не желает ограничиваться рамками виртуальности и навязывает свою реальность через соответствующе стилизованные канцелярские наборы, сумочки, украшения, портфели.
Monster High Сумка Монстр Хай - купить в Москве в интернет магазине. Monster High Сумка Монстр Хай на Викимарте!MONSTER HIGH 85043 Набор канцелярский: авторучка, карандаш, точилка, ластик Карандаши простые, ручки Школьные принадлежности КанНабор "Школа Монстров" - 3D Дизайн ногтей 64035 Fashion Angels купить Монстр Хай - 3D Nail Design Set - Детская бижутерия: ободк
Оставлять детей один на один с подобными «творениями» это все равно что посылать солдат-новобранцев против оснащенного по последнему слову техники танка, даже не прочитав инструктаж и не выдав бронежилет. Надеяться на то, что танк проедет мимо или боец сам как-нибудь научится уклоняться от угрозы и выйдет не покалеченным с этого поля боя, вряд ли разумно.
Создаются впечатление, что составители этого журнала и других им подобных (журнал психологически грамотно выверен) весьма серьезно подходят к своему делу. Авторы, похоже, отлично знают свои истинные цели и задачи в отличие, к сожалению, от нас. Возможная цель проста – сформировать человека, отчужденного от своей родной культуры, девальвировать традиционную систему ценностей. Более того, сделать  ребёнка враждебно настроенным по отношению к её носителям.
Работа по расчеловечиванию в детях всего человеческого, судя по распространению подобной продукции, идет с размахом и поставлена на поток. Она идет последовательно, системно и масштабно. Сеющие ветер надеются пожать бурю.
Кем мы окажемся в этой битве за будущее? В роли подносчиков снарядов, сторонними наблюдателями или все же попытаемся что-то сделать? Решать нам. Современный опыт показывает, что выстрелы, произведенные в своё время «теоретически», могут вскоре стать самыми что ни на есть настоящими…

           

7 комментариев:

  1. Это очень важная тема. С болью наблюдаю на тетрадках девчонок обложки с "винксами" и прочей гадостью. Родителям и впрямь часто некогда посмотреть в тетрадки, зайти в группу в Контакте, все откладывают. А дети растут... Сын приходит из сада и сообщает: "Мама, а Антон подобрел, у него крестик появился!" "А у кого ещё есть?"- спрашиваю. Насчитали 10 из 25. Алёша мой по простоте душевной проповедничает в саду. Но вокруг все то, чего я не хочу для своих детей. знаю, что невозможно оградить их от мира, нужно учить жить в нём. Но как же сложно, у самой ведь плохо получается. Но стараться нужно,бороться нужно. Помоги нам Господь в деле воспитания наших детей!

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна.28 февр. 2015 г., 12:20:00

    С удивлением замечаю, что даже вполне разумные родители поддаются на провокацию и покупают уродиков своим детям! И это при том, что сами прекрасно понимают, что это скорее антикуклы...
    [im#]http://news.dphotographer.co.uk/wp-content/uploads/2012/hflc-i13.jpg[/im]
    И ещё добавлю важную, на мой взгляд, мысль: куклы для девочек - в первую очередь дети, а лишь затем подружки, и воспитание образа матери в игре существеннее всего! Так что куклы сексуально-женственные, с грудью и талией, с волосами, каблуками, ногтями и прочее - уже удар по ориентированию! Ты не заботливая мама, ты ... особь женского пола, главный интерес которой смена платьев, покраска волос и развлечения. Грустно. Но, правду сказать, мы с дочерью как-то очень легко и просто избежали всякой моды на недокукол. Играли пупсами и котом ))) (он вынес коляски, пелёнки и даже платья).

    ОтветитьУдалить
  3. Анна Сергеевна2 мар. 2015 г., 16:56:00

    Популярный видеохостинг пестрит завлекающими роликами: "Обзор на куклу монстр хай Дракулауру из коллекции 13 желаний", "Новый домик для кукол монстер хай", "Распаковка посылки с куклами Monster High и Ever After High", "Распаковка сразу 2 х Посылок и Ответы на Ваши Вопросы о Monster High!" Гламурные девицы неопределённого возраста с гордостью показывают свои шкафы(!), заставленные "дочерьми скелета и человека-мотылька". Идём дальше - путешествия этих же авторов по магазинам Европы, с обсуждением отделов детских магазинов с продукцией "монстряшек". Искусственно созданная мода...
    Прочла вашу статью в блоге. И сразу же серьёзно поговорила со своей дочерью об этих куклах. Кажется, она меня поняла.

    ОтветитьУдалить
  4. Есть идея разработать что-то вроде урока с презентацией для объяснения детям пагубности увлечения чудовищами. Словесного объяснения порой недостаточно. Можно сделать на противопоставлении настоящей красоты и навязываемой от школы монстров. Если даст Бог время и возможности довести до конца, то выложу в открытом доступе.
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Викторовна2 мар. 2015 г., 22:37:00

      Был бы очень полезно, Сергей! Удачи Вам. Спасибо за разговор о важном!

      Удалить
  5. Вариант урока «Истинная красота» можно скачать по ссылкам
    http://opk-ych.ru/wp-content/uploads/2015/03/krasota1.rar
    или
    http://opk-ych.ru/urok-istinnaya-krasota/
    Материалы урока можно изменять, дополнять или он может послужить толчком к творчеству для других проектов. Рекомендуется использовать на внеурочных занятиях или классных часах.
    Урок нацелен на формирование правильного эстетического мировоззрения у учащихся в условиях деструктивного влияния некоторых популярных видов детской продукции (мультфильмов, компьютерных игр, журналов и т. д.).
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, уважаемый Сергей Александрович, за методические материалы, которыми Вы щедро делитесь с коллегами. Мне понравился Ваш сайт. Порадовалась, что созданный к конкурсу "Учитель года Кубани", он продолжает "жить". Ждём новых Ваших статей в "Поезде".

    ОтветитьУдалить