пятница, 1 августа 2014 г.

"Спите, солдатики, спите, соколики..."

К своему стыду, о Первой мировой войне я знаю немного: как все советские школьники и студенты учила - "империалистическая", "обнажившая противоречия", "ставшая толчком к дальнейшей революции". Открываю её для себя заново, путь ещё долгий.  Пришло время правды и молитвы. Слава Богу! 


"Сто лет назад мы были ввергнуты в адскую пучину мирового кровопролития. Многие воины, которых мы сегодня поминали, в тяжелейших условиях, когда не хватало порой вооружения, а в тылу происходили революционные события, подвергались клевете и осуждению. В это самое время погибали тысячи и сотни тысяч наших людей. Всего Россия потеряла в первой мировой войне более миллиона... Россия не дошла до победы, хотя на алтарь победы принесла самое большое количество жертв. Праздновали победу в Лондоне и Париже, но в этих парадных рядах не было наших воинов из-за той катастрофы, которая накрыла Россию. Благодарю Бога, что сегодня мы можем наконец-то помолиться о жертвах Первой мировой войны, о наших героях: офицерах, генералах, солдатах, которые в тех тяжелейших условиях защищали родину."
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Мне в помощь, как всегда, русская литература. Вот стихотворения Князя Владимира Палея, воевавшего в Первую мировую в составе Императорского гусарского полка и погибшего в Алапаевске  от рук большевиков в возрасте 21 года вместе со своими родственниками: Великой Княгиней Елизаветой Федоровной и её келейницей Варварой, Великим Князем Сергеем Михайловичем и тремя сыновьями Великого Князя Константина Константиновича. Эти строчки пронзили меня простотой и отсутствием позы. Не скажу "трогательно", "искренне" - всё не то. Квинтэссенция Правды, той, лицом к лицу с которой встречается воин.

Спите, солдатики, спите, соколики.
Вам здесь простор и покой
Благословил вас Господь наш Всевидящий.
Миротворящей рукой

Русь защищая, ребята бывалые.
Долго дрались вы с врагом
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.

МОЛИТВА ВОИНА

Огради меня, Боже, от вражеской пули
И дай мне быть сильным душой...
В моем сердце порывы добра не заснули,
Я так молод еще, что хочу, не хочу ли,
Но всюду, во всем я с Тобой...

И спаси меня, Боже, от раны смертельной,
Как спас от житейского зла,
Чтобы шел я дорогой смиренной и дельной,
Чтоб пленялась душа красотой беспредельной
И творческой силой жила.

Но, коль Родины верным и преданным сыном
Паду я в жестоком бою —
Дай рабу Твоему умереть христианином,
И пускай, уже чуждый страстям и кручинам,
Прославит он волю Твою...

Действующая Армия
Сентябрь 1915 г.

И ещё. Вот небольшой фильм, созданный из собрания документальных кадров о Первой мировой, - "До войны я был маленький". Он, возможно, станет для нас  и наших учеников ещё одной деталью мозаики, из которой сложится история России. Та история, в которой нет места лжи, но есть Память.


4 комментария:

  1. С сожалением приходится констатировать, что память об этом важнейшем для нашей страны событии занимает незаслуженно скромное место в российском историческом сознании. Если честно, Первая мировая война у меня больше ассоциируется с фильмами «Тихий Дон», «Гибель империи», « Адмирал», «Доктор Живаго», чем с какими-то именами и событиями. Спросила у своего 14 летнего сына, что он знает о Первой мировой войне. Он лишь назвал дату войны. А кто с кем и почему воевал так и не вспомнил. И как тут не вспомнить строчки Виктории Викторовны «…недоучившие, недосказавшие, недо...» А ведь лишь тот, кто знает историю, способен адекватно встретить вызовы грядущего.
    Полякова Ирина

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Ластовка2 авг. 2014 г., 23:43:00

    У нас сохранилась фотография брата моего прадедушки в форме ККВ периода Первой моровой, фото самого деда, уже в форме красноармейца, времен гражданской. Знаю, что брат моего дедушки по отцу воевал. Сейчас предприняли с ребятами труд выяснить, кто из станичников воевал на фронтах этой войны, уже нашли несколько фамилий. Кстати сегодня по каналу Россия 24 был интересный фильм о роли священников в Первой мировой.

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория Викторовна.3 авг. 2014 г., 13:11:00

    К сожалению, теперь уже я не узнаю подробностей о времени участия в Первой мировой моего прадеда по маминой линии... Хотя точно знаем, что воевал. Спасибо им, не требовавшим наград и почёта, смиренно вынесшим все тяготы 20 века...

    ОтветитьУдалить
  4. Сегодня третьего августа казаки и прихожане Свято-Вознесенского храма поселка Пашковский прошли крестным ходом, направившись в сквер поселка, ныне Пашковская площадь. Именно в то место, где раньше находилась станичная церковь "Введения во храм Пресвятой Богородицы» взорванная безбожной властью в 1937 году. Настоятель Свято-Вознесенского храма совершил литию, помолившись о упокоение душ героев Первой мировой войны на поле битвы положивших. Когда крестный ход проходил по улицам поселка, жители выходили из своих дворов и с неподдельной радостью на лице осеняли себя крестным знамением, а все проезжавшие автомобили останавливались. Придя на Пашковскую площадь, люди удивленно наблюдали за происходящим, а маленькие дети устремились подойти к процессии поближе, родители бросились вслед за детьми, несмотря на палящее солнце, отстояли, слушая все молитвы. В этот момент мне подумалось, вот так невольно дети напоминают взрослым, о том, что нельзя забывать молиться о усопших сродниках, ведь у каждого из нас есть предки оставившие свои жизни во время Первой мировой войны. Вечная им память.
    Неонилла.

    ОтветитьУдалить