вторник, 5 августа 2014 г.

Любить ближнего

Работа в "Поезде" так сильно впечатывается в сердца участников, что ещё долго-долго мы цитируем друг друга и сами себя, продолжая размышлять об Истине,  о дне сегодняшнем и о себе именно с точки зрения произносимых нами суждений. Ирина Полякова, отвечавшая на вопрос "Кто мой ближний", делится сокровенным - в продолжение своего выступления. 

 "Главное, что почерпнул из Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести. Благодаря Евангелию я вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком."

                                         Чехов Антон Павлович

"... равнодушие, он чувствовал, может быть страшнее боязливости — оно выпаривает из человека душу, как воду медленный огонь, и когда очнешься — останется от сердца одно сухое место..."
                                       Андрей Платонов "Сокровенный человек"


          В этом году, когда я готовила свое выступление к участию в проекте «Поезд творческих идей», мне  на глаза попалась фраза, к которой я мысленно возвращаюсь вот уже несколько недель. «Невозможно любить Бога, прежде не научившись любить ближнего, так же, как невозможно понять сложного, не разобравшись сначала в простом». Почему эта фраза  так меня цепляет? Может быть, заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» остается не до конца выполненной. А может быть, потому, что мне хочется, чтобы каждый раз, когда у меня образуются проблемы, появлялся «милостивый самарянин» и разрешал их, не требуя ничего взамен. Как хочется, чтобы окружающие всегда понимали меня …  И как трудно это требовать от себя.

Если подумать, то на жизненном пути встречалось очень мало людей, которые замечали меня в минуту, когда это было особенно нужно, когда было горе, когда была нужда помощь. В такие моменты жизни почему-то особо чувствовалось человеческое равнодушие.
Равнодушие... Что это такое? Откуда оно берется в людях?
В последнее время настолько часто с ним сталкиваюсь, что порой кажется, что оно витает в воздухе. Как возмущает меня чужое равнодушие. Но иногда жизнь вдруг решает проверить меня и ставит на место того самого самарянина, а я как-то автоматически оказываюсь на месте левита и понимаю: все усилия, потраченные для спасения души, сводятся на нет иногда из-за суетной занятости, а иногда из-за нехватки сил.
Мы не видим людей. Часто мы можем их даже описать, но только внешность; мы воспринимаем физическую оболочку — и только. А того, чем живет человек, мы не замечаем. Это так же, как мы смотрим на лампу и расцениваем ее материал и работу, которую в нее вложил художник, а о том, что она светит, мы даже не задумываемся. Она потемнела - мы не обращаем внимания. Есть опасность превратиться в маленького серого человечка, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока кого-то избивают, обижают, пока орудует шайка бандитов. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, он ведь ничего не сделал. Как удобно, но как мелко... 
И что же делать?! Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, — узнать, каждого человека разглядеть, каждого человека услышать и, кроме того, признать, что он имеет право на существование таким, какой он есть! Вот и получается, что исполнить заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением» можно лишь при условии, что каждого встретившегося на твоем пути ты можешь назвать ближним.
            Ох, и далека же я от совершенства…


1 комментарий:

  1. Виктория Викторовна.5 авг. 2014 г., 21:17:00

    Да, Ира, ты права: теоретики мы все хорошие, а вот проверки часто не выдерживаем... Так стыдно. И еще, ты очень верно сказала, как важно научиться принимать человека таким, какой он есть. Не могу похвастать, что у меня это хорошо получается. Спасибо, тема очень-очень важная, насущная.
    Без Бога вовсе не справиться - вот что особенно остро понимаешь. И слышание вот этого звоночка - "стой, не так и не то делаешь, не тем меришь" - пожалуй, главное пока приобретение моё. Иногда запоздало замираю от его звона, но слава Богу и за это!

    ОтветитьУдалить