суббота, 11 апреля 2015 г.

В ожидании Праздника, или несколько слов об опере

Завтра праздников Праздник и Торжество из торжеств!
 Но как по-разному мы его ждём... Или не ждём...
Что ж, человек свободен в выборе. Господь определил каждому свой путь и свою скорость движения по нему. И всё же... 
Татьяна Органова размышляет об этом и не только.

Popular items for grand piano on Etsy
         Я не смотрела «Тангейзера» в постановке Тимофея Кулябина в Новосибирской опере, поэтому ничего не могу о ней сказать. Но в интернете появилось либретто его постановки, и о нем я могу судить. Это сможет сделать каждый, в конце этих заметок я помещу для сравнения оригинальное либретто самого автора оперы, Вагнера,и то, которое использовал Кулябин. Я полностью согласна с мнением архимандрита Тихона (Шевкунова), автора знаменитой книги «Несвятые святые» и фильма «Византийский урок»: « Произведение, главной мыслью которого является побеждающее все земные преграды прощение и милосердие Божие, превращено в полную свою противоположность.» http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77914.htm
          Почему г-н Кулябин так своевольно обошелся с шедевром Вагнера? Может быть, здесь дело в малознании, некомпетентности? Высказывания самого режиссера дают основания так полагать. Он признается, что мало знает о той эпохе, в которой происходит действие оперы, путает миннезингеров с мейстерзингерами. http://svpressa.ru/culture/article/117723/ «Время дурачков»
 Возможно, также мало он знает и о христианстве, потому что поп и священник для него разные понятия.
           Наверное, все это так. Но, как мне думается, есть еще один аспект. Меня всегда поражало, как бессердечно относятся к чувствам верующих те, кто называет себя атеистами. Неужели все они такие жестокие чудовища? Нет, думаю, дело в другом. Они нам не верят! Не верят, что нам больно, когда глумятся над нашими святынями. Они не верят, что мы действительно верим в Бога, и считают нас лицемерами и обманщиками.
          Можно ли что-то с этим поделать? Мне кажется, что нет. Человеку, лишенному обоняния, нельзя объяснить, как пахнет роза.
           Поэтому нам приходится обращаться к закону. Слава Богу, Россия такое государство, в котором это возможно.
Либретто Вагнера
Первый акт[
Грот Венеры. Когда-то смертный Тангейзер проник сюда, добился любви Венеры и проводил жизнь в наслаждениях. Но теперь он тяготится этим состоянием и мечтает о земле, звоне колоколов и смене времён года. Он поёт песнь, в которой прославляет Венеру и чудеса её царства, но снова и снова просит отпустить его на землю. Его не пугают возможные тяготы — вечное наслаждение не подходит для смертного. Венера тщетно уговаривает Тангейзера остаться. В конце концов она в ярости говорит, что люди отвернутся от него и он сам, униженный, будет искать путь назад. Тангейзер призывает Марию, и при упоминании имени Богоматери Венера и её грот исчезают.
Тангейзер оказывается в долине под Вартбургом. Молодой пастух приветствует весну. Мимо проходит процессия паломников, направляющихся в Рим. Пастух просит помолиться и за него. Тангейзер в раскаянии думает о своих грехах.
Появляется охотничья процессия рыцарей. Когда-то Тангейзер поссорился с ними и гордо покинул их круг, но теперь они, особенно Вольфрам, готовы помириться и просят его остаться. Тангейзер долго отказывается, пока Вольфрам не упоминает Елизавету, которая после исчезновения Тангейзера затосковала и перестала посещать певческие состязания. Тангейзер соглашается принять участие в предстоящем состязании.
Второй акт
Замок ландграфа. Входит радостная Елизавета. Из её разговора с Тангейзером стоящий в глубине Вольфрам понимает, что не может надеяться на взаимность Елизаветы, потому что её сердце отдано Тангейзеру.
В зал входят гости, приглашённые на певческое состязание, они прославляют ландграфа, покровителя искусств. Ландграф задаёт тему для состязания — участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Победитель получит награду из рук Елизаветы. Первым выступает Вольфрам, он воспевает чистую духовную любовь — преклонение, не требующее ничего взамен. Тангейзер отвечает ему, что без наслаждения любовь не имеет смысла. Вальтер фон дер Фогельвейде опять прославляет добродетель и источник любви, который теряет волшебную силу, если приложить к нему губы (в парижской редакции выступление Вальтера отсутствует). Тангейзер говорит, что можно питать почтение к далёким звёздам, но не стоит отказываться и от чувственного наслаждения тем, что находится рядом. Битерольф готов мечом защищать добродетель, оскорблённую Тангейзером, слушатели тоже возмущены словами последнего. Тангейзер окончательно теряет голову и говорит, что сущность любви знает лишь тот, кто побывал в царстве Венеры. Начинается скандал, возмущённые дамы покидают зал. От расправы Тангейзера спасает Елизавета, напоминающая всем, что Спаситель когда-то пострадал и за грешников. После этой речи Тангейзер в ужасе осознаёт, как он на самом деле оскорбил Елизавету. Ландграф приказывает ему отправиться в Рим вместе со второй группой паломников и получить прощение от папы.
Третий акт]
Долина под Вартбургом. Елизавета с волнением ожидает возвращения паломников. Вольфрам наблюдает за ней в отдалении и надеется, что её молитвы будут услышаны. Приближается процессия, но Тангейзера нет среди возвратившихся. Елизавета молит Богоматерь о смерти, чтобы просить самого Бога о милости для Тангейзера.
Вольфрам остаётся один. Он поёт знаменитую песню о вечерней звезде, которая должна поприветствовать отлетающую душу.
Появляется Тангейзер в изорванном одеянии пилигрима. Он ищет путь назад в грот Венеры. По просьбе Вольфрама он рассказывает о паломничестве, о своём раскаянии и о жестокости папы, который сказал, что такой грех так же не может быть прощён, как не может расцвести его посох. После проклятия людей Тангейзер надеется найти утешение на груди Венеры. Вольфрам пытается воспрепятствовать этому новому греху. Появляется Венера, зовущая Тангейзера. Приближается похоронная процессия. Вольфрам говорит, что молитва Елизаветы будет услышана. Венера исчезает, Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках папы расцвёл сухой посох. Все славят милость Творца.
Либретто постановки Кулябина
ПЕРВЫЙ АКТ
Кинопавильон
Пролог
На время работы над фильмом «Грот Венеры» Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.
Часть 1
Начинаются съемки финальной сцены «Грота Венеры» — прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов, он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии.
Часть 2
Тангейзер остается после съемки один на опустевшей съемочной площадке. Здесь его находят коллеги-режиссеры. Вольфрам, ландграф и все остальные уговаривают Генриха вернуться в Вартбург и выставить на конкурс свою новую картину. Тангейзер отказывается, но меняет свое решение, после того, как узнает, что это просьба его матери, главы фестиваля — Елизаветы.
ВТОРОЙ АКТ
Большой зал Вартбургского кинофестиваля
Часть 1
Накануне церемонии открытия Вартбургского кинофестиваля. Известие о скором возвращении Тангейзера придало Елизавете силы и надежду. Появляется Тангейзер. Он просит у Елизаветы прощения, она уверяет сына в том, что ее любовь к нему безоговорочна. Затем Елизавету приветствует ландграф, разделяющий ее радость по поводу возвращения блудного сына. Ландграф объявляет о скором открытии фестиваля.
Часть 2
На церемонию открытия кинофестиваля съезжаются гости. Ландграф приветствует участников и гостей торжественной речью. Начинается пресс-конференция. В центре сцены главный приз фестиваля — статуэтка в виде расцветшего папского посоха.
Режиссеры представляют фильмы конкурсной программы. Презентация картин Вольфрама и Битерольфа прерывается бесцеремонными провокационными комментариями Тангейзера. Содержание его собственного фильма «Грот Венеры» вызывает грандиозный скандал. Участники церемонии пытаются физически расправиться с Тангейзером. Только вмешательство Елизаветы останавливает разъяренную толпу. Скандал завершается вердиктом ландграфа, который объявляет Тангейзера персоной нон грата и ставит невыполнимые условия для его реабилитации и возвращения в Вартбург.
ТРЕТИЙ АКТ
Заброшенная съемочная площадка «Грота Венеры»
Часть 1
Несколько месяцев спустя. Вольфрам и Елизавета ухаживают за Тангейзером, который погружен в тотальную депрессию и потерял связь с реальностью. На короткое время Елизавете кажется, что Тангейзер приходит в себя, однако вскоре она видит, что сын по-прежнему ничего и никого вокруг себя не узнает. Елизавета молится о его исцелении и, отчаявшись, уходит. Тангейзер остается вдвоем с Вольфрамом.
Часть 2
После молитвы Елизаветы к Тангейзеру внезапно возвращается сознание. Вольфрам пытается заговорить с братом. В полубреду Тангейзер рассказывает фантастическую историю о долгом путешествии в Рим, большом церковном празднике и попытке вымолить прощение у Папы римского. Однако Папа отнял у него надежду, сравнив его душу с высохшим посохом, который никогда больше не зацветет. Во время рассказа Тангейзеру начинает казаться, что он снова на съемках. Прозвучавшее имя Елизаветы разрушает безумное видение Тангейзера. Он снова погружается в небытие.
ЭПИЛОГ
Церемония вручения главного приза Вартбургского кинофестиваля — статуэтки в виде расцветшего папского посоха.


2 комментария:

  1. Виктория Викторовна.12 апр. 2015 г., 15:38:00

    Спасибо, Татьяна! Как правильно Вы сформулировали проблему! Я тоже всё время публичного обсуждения скандала думала, что кричат о свободе творчества, о цензуре, о должностях и прочей ерунде.А просто попытаться понять боль верующих почти никто не захотел. Видимо, в список либеральных ценностей это не входит. А ведь дело именно в этом!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Татьяна Михайловна, за начатый разговор. Простите, что не сразу подключилась к нему. Вы верно говорите об бессердечном отношении к чувствам верующих и называете таких людей атеистами. Но горько от того, что на православных сайтах православные люди призывают нас не истерить, не «демонизировать оскорбление чувств верующих», а просто быть спокойнее. Спасибо Вам, Татьяна Михайловна, что Вы не спокойны.

    ОтветитьУдалить