воскресенье, 17 мая 2015 г.

"Я учитель"

Ещё одно эссе, обратившее на себя внимание жюри глубиной, серьёзностью и по-настоящему литературным слогом. И пока мы задержались с публикацией  - его автор, как и Любовь Георгиевна, стала финалисткой конкурса "Учитель года Кубани 2015!" в номинации "Учитель основ православной культуры" Прочтите - и вы убедитесь, что совершенно заслуженно! Поздравляем Наталью Сергеевну! 

«Инженер человеческих душ»
Настоящий диплом выдан Насоновой Наталье Сергеевне … Решением Государственной экзаменационной комиссии….22 июня 1991г… присвоена квалификация и звание учителя немецкого и английского языков средней школы.  Ректор…
Снова и снова перечитываю четкие строчки, подтверждающие, что я – учитель с высшим (!) образованием. Закрываю тяжелую дверь главного корпуса института и оказываюсь на шумной, залитой солнцем улице. Удивительно, все торопятся куда-то, не понимая, какое грандиозное событие произошло в мире. Еще вчера я была студенткой, вечно думающей о зачетах и экзаменах, ночи напролет читавшей труды великих педагогов, а сегодня я -  учитель!!
Стараюсь идти неторопливо, внимательно всматриваясь в мелькающие лица. Я – учитель! Представляю, как зайду в свой класс, попаду в тесный круг ребятишек,  которые будут задавать мне какие-то важные вопросы, а я помогу им стать настоящими людьми …
«Учитель – инженер человеческих душ», - любила всегда  повторять  Л.В. Паршукова, профессор, заведующая кафедрой педагогики, слова известного государственного деятеля. Я – инженер человеческих душ! Только вслушайтесь, звучит-то как!
Хотелось петь, да что там петь, кричать: «Люди! Я – учитель!»
Утраченные иллюзии
Школьная жизнь захлестнула своей пестротой: планы, конспекты, сценарии, отчеты, классные часы, линейки, собрания, походы, соревнования, смотры песни и строя… Все – общее, массовое, строго обязательное…
И постепенно возникло вначале смутное, а потом все более осознанное  ощущение громадного кукольного театра, где живые «марионетки», которые  умеют все: прыгать, танцевать, петь, играть в пионербол. Но совершенно непонятно, что происходит в глубине их душ. Да о душе тогда речь нигде особо и не шла, сплошные «знания, умения, навыки».
Знакомлю детей с грамматическим правилами английской речи, учим слова, слушаем тексты, читаем, общаемся… А душа ребенка…? Что я делаю для образования души тех, кто создан «по образу и подобию»?Зачем? Чему учу?  Над полным ликования утверждением (Я – учитель!) все яснее и яснее обозначается знак вопроса. Вопросов - все больше, иллюзий – меньше…
«Мы точно знаем все, куда плывем, и ветер нам любой попутным будет». Красивые слова на школьном стенде. А что за ними? Опять вопросы: Точно ли знаем, куда плывем? А куда, хотелось бы знать?!
Вновь и вновь задаюсь этим вопросом. «Ведущий за руку» точно должен знать, куда и зачем ведет своих питомцев. «Безадресная» педагогика, путь в «никуда»… Что-то нужно было менять в воспитании. Как? Кто это должен делать? Может ли что-то один?
И один в поле воин…
- Поздравляю с Крещением! - батюшка был немногословен. От волнения, переполнявшего всю меня, какую-то новую просветленную, незнакомую, я запомнила одно: теперь мы (муж, я, пятилетняя дочка) можем приступить к ... Причастию! Душа отозвалась сразу. С того времени все и началось. Все незнакомое, но... такое родное, важное. Шел 94-й год. Северная застенчивая весна осторожно вступала в свои законные права…
Тогда я  еще не знала, что впереди переезд на Кубань и работа в Свято – Покровском храме станицы Каневской в должности заместителя председателя Приходского Совета по вопросам образования и просвещения, самая настоящая ликвидация моей духовной безграмотности! А еще участие в разработке первой районной  Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; создание Организации православной молодежи «Ника»; первый Слет православной молодежи в г. Горячий Ключ.
Какой непростой работой будет для меня организация летнего отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, встречи с детьми - сиротами и инвалидами, занятия в Воскресной детской школе! Слова подобрать – дело привычное для каждого учителя, но зажечь в детях искорку веры – это совершенно другое, чему нужно будет много и постоянно учиться.
Я не могла и помыслить, что буду когда-нибудь заниматься православной журналистикой, буду отвечать за  подбор и редактирование материалов к  районным православным  газетам «Воскресная беседа» и «Благовест».  Каждый выпущенный номер станет для меня новой ступенькой на «лествице», потому что нужно будет кропотливо трудиться, прежде всего, над собой, тщательно изучать святоотеческую литературу, внимательно прочитывать статьи краевой газеты «Православный голос Кубани», подолгу беседовать с батюшками, знакомиться с прихожанами…
Ждало меня и послушание на клиросе: чтец,  псаломщик, уставщик, но главное -  это церковные богослужения,  участие в Таинствах Церкви и люди, общаясь с которыми, учишься терпению, смирению, самой жизни.
Даже удивительно, сколько всего пришлось пережить, чтобы с головой окунуться в православный образ жизни и понять: и один в поле воин, если это «воин Христов»! Ведь борьба со злом продолжается. Во спасение души!
В 10-м классе дочь написала фундаментальную работу «Православное мировоззрение Ф.М. Достоевского…». Ее научный руководитель – учитель литературы, человек верующий, серьезно отнеслась к детской исследовательской деятельности. На конференции школьников «Эврика» дочери был задан каверзный вопрос: «Как в реальной жизни можно бороться со злом, ведь его так много?» Дочь тогда ответила словами Н.С. Лескова: «Победить зло можно только на уровне личной веры!» И один в поле воин
Дела личные…  отличные… от других
Как научиться делиться этим с другими, чтобы можно было осознать  всю неземную красоту и жизнеутверждающую силу Православия, его радость, настоящую всеобъемлющую, которую хочется передать  всему миру, прекрасному Божьему миру! Личным примером, в своей семье…
Не знала и знать не могла, что в нашей «малой Церкви» будет трое детей. Растут внуки… Сан Саныч (ему сейчас 3 года) за семейной молитвой целует иконочки, внимательно «читает» молитвенничек, держа его, правда, вверх ногами, неустанно кладет поклоны. Старший сын (зять) поставленным пономарским голосом читает вслух вечернее правило, рядом дочь, сыновья - студент, школьник. Это ли не материнское счастье? Все вместе. К Богу.
Младший сын после службы дома произносит с серьезным выражением лица: «Мама, хотя бы мне стать священником…» То ли вопрос, то ли утверждение… Пожалуй, размышления пока еще, но как они дороги – мысли о самом насущном, о душе. Не знаю, суждено ли детской наивной мечте стать когда-нибудь реальностью...
Одно понимаю, что самый серьезный и сложный педагогический опыт воспитания любви к Богу в детях - это большая моя(!) семья, в которой мы учимся жить «единем сердцем...»
Мысли… Мысли… Мысли…
И думать не думала я о том, что доведется мне преподавать Основы Православной Культуры. Может ли учитель по этому предмету быть  неверующим? А невоцерковленным?
Когда вижу в храме знакомых учителей, детей, всегда радуюсь встрече.  Убеждена, что преподавать предмет "Основы Православной Культуры" может тот, кто умеет учить не только словом, но и любящим взглядом, благим делом. Вера без дел мертва, но и дела без веры мертвы, особенно если они направлены на устроение детской души.
В школе реакция на новый предмет неоднозначная. Больше всего приходится сожалеть о том, что дети все замечают: скептическое или безразличное отношение многих учителей к курсу «Основы Православной Культуры», а то и нескрываемое раздражение: мол, зачем этот предмет «ОПК», ни считать, ни писать не учит.
«Мы – православные», - теперь открыто и громко заявляем о себе. Но только так хочется увидеть реальное подтверждение этим словам, увидеть положительный результат. Тогда бы все изменилось и в школе!
А результат, по моему глубокому убеждению, будет только тогда, когда и «Основы  Православной  Культуры» и Православная Культура станут для каждого действительно ОСНОВАМИ, подлинной основой жизни.
Первые уроки… Первые ошибки, недоумения… Наши уроки-скороговорки с каскадом иллюстративного материала дети не успевают прочувствовать, осмыслить, а я превращаюсь в репродуктор, транслирующий правильные, но чужие слова. Приходит понимание, что могу «затронуть» детей только тем, чем потрясена была сама!
И я вспоминаю: мой старший сын, готовясь к репетиции в православном театре «Звонница», повторяет одну и ту же фразу: «Христос Воскресе!» Наконец, его голос наполняется такой неподдельной радостью, как будто он благовествует, как будто в первый раз это говорит! Нет никаких сомнений: он говорит от себя! О своем, о пережитом! Вот оно!
Как бы хорошо было, всегда помнить слова педагога–новатора Ш.А. Амонашвили: «Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок - это когда ребёнок набирает света». Позволю дополнить: света Небесного!
Духовный РОСТочек
От мыслей и рассуждений – к твердому убеждению: уроки по Основам Православной Культуры должны кардинально отличаться от других! Ведь они о духовности, которая есть «норма человеческой жизни».
Эти слова святителя Феофана Затворника я услышала в первый раз на Благовещенском Форуме, на котором  мне доводилось бывать не раз. Следуя своей студенческой привычке все конспектировать, стараюсь не только собрать все «изюминки», но и понять каждого выступающего, рассказать об этом коллегам.
В этом году Форуму  исполнилось 10 лет. Лучшие учителя края по ОПК  сделали для всех настоящий подарок - представили презентацию очередного проекта поезда педагогических идей «Смысл жизни в свете Евангельской Истины». Как жаль, что не все наши учителя это видели! Как важно распространение передового опыта в этой новой для нас сфере деятельности.
… Рождественские Чтения в Москве (на XIX мне посчастливилось быть как двукратному призеру Всероссийского конкурса  «За нравственный подвиг учителя»  в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» в 2010г. и 2013г.) Кирилло–Мефодиевские Чтения в Краснодаре… Сретенские в Тимашевске. Все это дает возможность не только найти ответы на сложные вопросы, возникающие у меня во время работы, но и выявить все новые и новые проблемы, без решения которых достичь поставленных целей в работе с детьми невозможно.
Снова и снова перечитываю труды святых отцов, прежде всего святителей: «Отечник», «Слово о человеке», «Слово о смерти»  Игнатия Брянчанинова, «Толкование на Священное Писание» Иоанна Златоустаго, «Письма о христианской жизни», «Внутренняя жизнь» Феофана Затворника.
Родники вечной мудрости... Сколько еще не узнано, не прочитано, не осознанно! Каждый из святых учителей внес свой огромный вклад в Православную педагогику,  которая учит: слово Спасителя имеет уникальную силу не просто убеждения, а силу жизни.
Тема «Таинство Причастия». Как рассказать детям об этом? Пересказывая текст учебника? Читая дополнительную литературу? Предлагая интересную информацию? Тщательно подбирая аудио- и видеоматериалы? Не то, все не то! Надо о… пережитом! И я говорю о той душевной тишине, каком-то удивительном умиротворении, благости... очень трудно подобрать слова, чтобы описать состояние души в момент Причастия Тела и Крови Христовых. Без Святого Причастия Христовых Таин человек то же, что дерево без соков жизни. (Святитель Иоанн Златоуст)
Вот та мысль, которая помогает понять важное: Место Православия  - на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств. (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
Только в лоне Церкви можно познать,  что Бог – Любовь. Любовь совершенная, та, которая «...долготерпит, милосердствует,.. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (Кор.1е,13,4-8) А ведь это и должно быть основой педагогики! Любовь к детям!
Разве по силам учителю научить этим простым, но главнейшим истинам детей, все время, находясь в классной комнате? Аудитория «классного» формата, на мой взгляд, не самое удачное место для занятий по ОПК.
Как раздвинуть «урочные»  рамки? Есть внеурочные занятия по предмету, внеклассные мероприятия, кружковая работа, наконец. Все верно, но этого мало. Нужен другой подход к организации единой информационно-образовательной среды союзников в деле духовно-нравственного становления личности ребенка! Нужна совершенно новая педагогическая «технология» живого общения.
До глубины души поразили меня  слова святителя Феофана Затворника:  «Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом». Идя по пути воцерковления, все больше убеждаюсь: жизнь наполняется новым смыслом, работа становится не только интересной, но и результативной, когда объединяются неравнодушные. Это очень важно. И значимо.
Встречи со священнослужителями и православными педагогами в библиотеке при храме «Возрождение». Совместные мероприятия с работниками историко-краеведческого музея. Театральные постановки, уроки-презентации в Детской Библиотеке. Выездные занятия в музыкальной и художественной школах. Тематические выставки в Детском Доме Творчества «Радуга».
Всегда забочусь о том, чтобы с детьми говорили верующие люди. Это все «капельки», которые соединяются в душе ребенка в живительную влагу духовности, помогая приблизиться к пониманию понятий «вера», «православная культура», «Церковь».
А сколько нам понадобилось «универсальных учебных действий», когда мы с 4 классом готовили  урок – проект о нашем Свято – Покровском храме «100 лет под Покровом Пресвятой Богородицы»! Наконец-то я увидела неподдельный интерес к своим маленьким, но ответственным заданиям и  активное участие взрослых в этом, казалось бы, детском деле!
Литературно - музыкальная композиция для учащихся 4  класса, изучающих модуль «ОПК», превратилась в настоящее коллективное творческое дело. Несомненно, проект вызвал интерес учащихся, родителей, учителей,  духовенства. Можно сказать, что проект объединил всех нас «под Покровом Пресвятой Богородицы»!
И еще запомнилась одна работа, соединившая нас общей радостью, стремлением к познаниям и открытиям: мастер-класс на районной августовской конференции 2014г. «Земля – наш дом» - интегрированное занятие  ОРКСЭ и английского языка. Тогда проектно-исследовательская деятельность на нашей творческой площадке заинтересовала  священнослужителей, педагогов, общественность.
Я – учитель Основ Православной Культуры
Как учитель Основ Православной Культуры я убеждена, что ведение этого культурологического курса в школе –  главная составляющая «расцвета» детской души, духовно-нравственного воспитания детей на современном этапе развития нашего общества.
«Основы Православной Культуры», на мой взгляд, - это путь к Богу, но этот путь  человек проходит по жизни сам, если выбирает его, а помочь ему и указать верную дорогу может только тот, кто знает, куда идти.
Я – учитель, учитель Основ Православной Культуры, мне есть, у Кого учиться, к чему стремиться. По слову Священного Писания: «Один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». (Мф. 23: 8)
Я по-прежнему тороплюсь в школу, готовлюсь к урокам, многочисленным мероприятиям, по-прежнему день заполнен до предела. Но что-то изменилось во мне самой, в понимании главного в работе, во взгляде на детей. Я вижу не только их поступки, слышу слова,    но каким-то внутренним взором наблюдаю, как тихо-тихо, почти незаметно, как цветок под теплым солнышком, меняется, наполняется светом их духовный мир.
Все чаще слышу детское «прости», вижу, как охотно дети спешат на помощь друг другу, как уступают, стараются понять не только себя…
Всегда неугомонный Ваня К. меняется прямо на глазах: внимательный задумчивый взгляд, рука – прямо к потолку: «Есть ответ!»
Вот фраза из сочинения «Вера в Бога» Данила Т.: «Верующий ли я? Наверное, не совсем, но хотел бы им быть, ведь с верой легче, светлее жить».
Арина В., ученица 4 класса протягивает мне на ладони маленького Ангела… из бисера. Сама сияет, словно нимб на голове у нее, а не у Небесного посланника. Девочка молчаливая, застенчивая, здесь прямо «расцвела»! Понимает, что дарит… радость и счастлива этим.
Настоящий учитель
(вместо эпилога)
Я – учитель и должна стремиться к тому, чтобы делать свое дело по-настоящему! «Настоящий учитель – великое дело, особенно в наши дни… Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность… Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и об Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастает? Ничего. Ничто не проходит бесследно: придет время и семя прорастет» (Блаженный Старец Паисий Святогорец).

4 комментария:

  1. От души поздравляю Наталью Сергеевну с победой! Желаю дальнейших творческих успехов и Божией помощи в деле воспитания подрастающего поколения!

    ОтветитьУдалить
  2. В этом году финал был интересным, потому что в нем участвовали неординарные, яркие, талантливые педагоги. Сердечно поздравляю Наталью Сергеевну и надеюсь в следующей публикации увидеть эссе победителя конкурса - Тутовой Елены Владимировны.

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория Викторовна18 мая 2015 г., 7:50:00

    Очень понравилось! Даже и не знаю, как жюри справилось, выбирая между такими талантливыми людьми!

    ОтветитьУдалить
  4. Здорово! Отлично! Сильно! Наталья Сергеевна, Вы очень сильный, добрый, чуткий, отзывчивый педагог! УЧИТЕЛЬ с большой буквы! Очень рада Вашей победе, поскольку попасть в финал - это уже ПОБЕДА! Ура Вам! Надеюсь на скорую встречу!
    Татьяна Трофименко

    ОтветитьУдалить