понедельник, 18 мая 2015 г.

"Я - учитель"

Лучшим учителем основ православной культуры стала Тутова Елена Владимировна из школы № 18 Тихорецкого района. Её творческая работа тоже покорила жюри искренностью, философской глубиной. Всё-таки хорошо придумано: эссе позволяет учителю высказаться, а нам - познакомиться поближе!
Наши самые искренние поздравления Елене Владимировне!

Я – учитель, или Фотография, на которой меня нет

             Кто такой учитель? В чем смысл учительского труда? Почему мы, представители этой вечной профессии, не мыслим себя вне школы? На эти и другие вопросы у каждого учителя свои собственные ответы...
             На городском кладбище рядом с могилкой моей недавно упокоившейся мамы есть еще одна. Здесь стоит памятник из светлого мрамора. С портрета смотрят нежные, добрые глаза моей учительницы математики. Она умерла тоже совсем недавно. Я и не знала о ее смерти – все как-то некогда, жизнь несется вихрем, заботы, школа, планы, уроки, контрольные. А ей, должно быть, хорошо. Тишина, ветерок колышет веточки ивы, все страсти и суета позади. «Все проходит» - было написано на кольце царя Соломона. Да, но не все знают, что на кольце были еще слова: «Ничто не проходит». Такова жизнь учителя: все проходит, но все остается. Моя учительница никогда уже не улыбнется мне при встрече, а мы, сотни и сотни ее учеников, будем помнить вечно нашу мудрую Нелли Васильевну. Потому что она жила для нас, ее учеников.
              Константин Дмитриевич Ушинский, величайший педагог и христианин, утверждал, что «счастьем человеческой жизни является не удовлетворение желаний, а цель в жизни. Если отнять у человека цель, он будет несчастен». Педагог говорил о том, что, желая сберечь жизнь, мы ее губим. А, тратя жизнь для дела, мы находим самую жизнь. Как это созвучно со словами Евангелия от Матфея (10, 39), где вместо жизни говорится о душе. Поставив нас на этой земле учителями, Бог дал нам смысл жизни. Облегчил жизнь, чтобы мы не тратили ее на поиски смысла, а, вооружившись этим самым смыслом, делали свое дело. Значит, учительство – Богом данное служение. И нужно понимать, что мы не имеем права подвести небесного Учителя.
                А значит, учить – это гореть? Да, сгорать, чтобы в тепле от твоего пламени грелись люди. Чтобы от твоей свечи загорались многие свечи. Как это бывает на потрясающем по своей силе богослужении – Чине выноса Плащаницы в Страстную Пятницу… А еще я открыла удивительный закон жизни учителя –назовем его сказочно, - закон… горшочка каши. И произошло это открытие именно в школе… Впрочем, все по порядку.
            Почему я, провинциальная девочка, окончившая Волгоградский университет, не осталась на кафедре лингвистики, чтобы посвятить себя изучению старославянского\церковнославянского языка? Я ведь погибала от счастья переводить глаголы прошедшего времени: «Прииде Иисус…». Тянуло меня домой, в Тихорецк, хотелось быть журналистом, искать справедливости, помогать униженным и оскорбленным словом и делом. Прожила в районной газете десяток лет – и целую жизнь. Именно, работая в газете, я обрела веру, духовного учителя, стала сотрудничать с приходом Свято-Успенского храма – писать о церковной жизни. А потом вспомнила свою практику в школе, первые годы работы вожатой, и, устав от необходимости носить маски театра жизни, решила: дети не лгут, надо идти к детям – к ангельской чистоте, искренности, открытому взгляду, любопытству и фантазии.
            И вот уже позади шесть лет работы в моей любимой 18-й школе. Поначалу было трудно все: составлять программы, писать планы уроков, совмещать классное руководство и подготовку к ЕГЭ. Коллеги присматривались к бывшему журналисту, кто-то снисходительно поучал, кто-то взял под свое крыло. А дети? Выпустила 9-й класс. Прожила с моими «казачатами» пять лет яркой и незабываемой жизни. Все годы мы изучали с ними основы православной культуры. Имели своего духовника, ездили в паломнические поездки, старались в классе жить по нравственным законам христианства, формирующего казачий дух, кубанские традиции. Не секрет, что подростков и молодых людей как ветром сдувает из храма. Пусть пока, как блудные сыновья, они ищут себя. Главное, что я показала им путь, по которому можно идти. Путь нравственных законов, ведущий к созиданию. И то, что в ребятах заложено с детства, останется с ними. Как фундамент души.
               А теперь вернусь к закону. Давно стали шаблоном высокопарные слова: чем больше отдаешь, тем больше получаешь сам. Это ведь никак не из физики. Закон сохранения энергии вопиет об обратном. А, работая в школе, я почти физически испытала то, что эти слова – истинная правда. Делюсь мыслями с коллегами, отдаю свои разработки – и появляется новых мыслей и придумок в несколько раз больше. Отдаю ученикам время, энергию, мысли – и сил прибавляется, как будто и не уставала. И приходят все новые и новые мысли, идеи, творческие планы. Помните сказку братьев Гримм – «Горшочек каши»? Девочка забыла остановить волшебный горшочек, а он варил-варил, да и наварил реку с кашей. Так и работа учителя – чем больше «варишь каши», тем больше ее прибавляется. Я думаю, что такой закон знают и представители других профессий.
             В последнее время я, как и многие мои коллеги, все чаще сталкиваюсь с огромной проблемой сегодняшнего общества. Психологи, педагоги, культурологи твердят, что нынешнее поколение детей, (а это уже не читающее поколение), приобретает клиповое мышление. Современные подростки мыслят знаками, им все труднее анализировать тексты. Проще сегодня выхватить визуальные символы из контекста, а смысл не всегда трактуется правильно. Изменить клиповое мышление, констатируют психологи, невозможно. Но можно противостоять его формированию на стадии клипового восприятия мира, когда мышление еще не сложилось как система. И, в первую очередь, именно уроки основ православной культуры (с их понятийным аппаратом, глубокой смысловой наполненностью) – одна из возможностей это делать.
        Замечательный богослов новейшего времени протоиерей Андрей Ткачев называет любого учителя Иосифом, который когда-то учил маленького Иисуса плотницкому делу: «Для ваших учеников вы будете Иосифом, будете учить их держать в руках книжки и баскетбольные мячи, плавать и бегать, разбираться в электросети и любить литературу – это все труд Иосифа». Действительно, мы учим человека, который, быть может, вырастет в какого-нибудь Эйнштейна, Ньютона, Гоголя или Гагарина! Ведь мы не знаем, кого мы рожаем и кого мы учим. Потенциально каждый человек ужасно талантлив, только бы этот талант раскрыть! И не в помощь ли нам сегодня новые стандарты, которые учат нас, как быть ученику соведущим, советчиком, этаким «добрым кормчим», направляющим паруса маленького человека?
        Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что изначально человек похож на яйцо, и рождается он дважды, как цыпленок. После того, как яйцо выношено, его нужно прогреть! Если не прогреет – его съедят, всмятку или вкрутую. А если прогреет – вылупится из него цыпленок: красивый, пушистый, милый! Так же и человек рождается дважды – как яйцо и как цыпленок. Если нас просто выносить, но не согреть, не выучить, не воспитать – мы будем Маугли. Все, что мы имеем, мы имеем от кого-то. Нас научили читать, писать, говорить, дали в руки профессию. Если бы кто-то этого не сделал, мы бы были недосиженными яйцами. По мнению праведного Иоанна, мы должны высиживать чужие снесенные яйца! Мамы и папы подбрасывают яйца в школу, в армию, в церковь и просят: батюшка, помолитесь, товарищ капитан, воспитайте, МарьИванна, научите!
            Хочется поспорить с автором этой позиции. Нужно высиживать эти яйца всем вместе – и родителям, и учителям. Прежде всего – это обязанность родителей. Наша задача как педагогов – помогать родителям воспитывать своих детей, а никак не брать на себя эту роль вместо них. Да, мы можем «высидеть» с теплом обездоленных детей, но этот ребенок получится как детдомовский отпрыск, цыпленок из инкубатора. А ведь известно, что зачастую такие цыплята пойдут за любой уткой или гусем, если только их поманят, замаячат рядом…
          В чем радость учительского труда? Да, утром хочется идти на работу. Да, в школе забываешь обо всем плохом. Да, учить детей – это способ сделать страну лучше. Да, это иметь смысл жизни. А еще в том, что учитель как никто другой понимает, что жизнь вечна. Потому что к тебе приходят взрослые выпускники и делятся с тобой своими достижениями и планами, а потом в класс заглядывает пятиклассник Никита и говорит: «Я прочитал «Робинзона Крузо, хочу, как он, проверить себя…»
        …Мой выпускной альбом. В нем есть фотография с праздника последнего звонка. Мои одноклассники с лохматыми челками и одноклассницы в белых фартуках стоят на порожках школы. Но меня среди ребят нет, как не было вообще на линейке. Я тогда много болела, с кем-то поссорилась, у меня не оказалось белых бантов – в общем, имел место обычный подростковый протест. Не понимала я, что последний звонок – это память на всю жизнь. Помню, ужасно боялась реакции моей Нелли Васильевны. Но она меня не ругала, просто нашла какие-то простые слова, простила и поддерживала дальше. Этот урок доброты я запомнила на всю жизнь. И теперь, когда какой-нибудь мой воспитанник оступится, я говорю себе: стоп, разберись, услышь, подумай и прими правильное решение, продиктованное исключительно с позиции любви к маленькому человеку. Спасибо вам, дорогая моя учительница, за вашу простую арифметику и сложную высшую математику.
             Завтра я вновь приду утром к первому уроку. Сосредоточенная, буду подходить к кабинету, дверь будет прикрыта, а за ней – класс, который ждет меня. Что будет на уроке? Я знаю, что отличница Даша будет постоянно искать встречи со мной глазами, а, встретившись, улыбаться заговорщически, что уж она-то все поняла и готова идти дальше. А в это время медлительный Роман будет смотреть мечтательно в окно, а на мой вопрос, повернувшись, даст удивительно верный и неожиданный ответ. Девочка Алина из далекого поселка, в доме у которой топят печку углем, принесет стихотворение про войну, которое ей переписала мама в тетрадь. А побывавший под бомбежками в Донецке Стасик вновь напишет «И» вместо «Ы» и будет тысячу раз прав… Я проведу свой обычный урок. Я – УЧИТЕЛЬ…



4 комментария:

  1. Поздравляю от души Елену! С ней мне посчастливилось рядышком сидеть на мастер-классе. И чем больше я с ней общалась, тем больше понимала, что передо мной мастер! Желаю Елене Владимировне помощи Божией на следующем этапе!

    ОтветитьУдалить
  2. В притворе храма за книжным прилавком в воскресный день вы увидите улыбчивую, приветливую молодую женщину. Она всегда готова подсказать, какую литературу приобрести, чтобы найти ответы на волнующие тебя вопросы. Говорит она искренне и убедительно, поэтому к ней прислушиваются и дети, и взрослые. Это наша Елена. Прихожанка Свято-Успенского храма. Талантливый учитель, грамотный филолог. Мы очень рады, что на краевом уровне профессионализм Елены был оценен по достоинству. Спаси Господи!

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Ивановна, и мы на конкурсе её увидели приветливой, улыбчивой. Отметили её выступления, искренние и убедительные. Но больше всего мне понравился "звёздный час" Елены Владимировны на церемонии закрытия. Будучи филологом она не стала удивлять зал своим "золотым словом". Она сказала кратко, но то что надо: "Коллеги! Кому много дано, с того много и спросится. У нас ещё очень много дел. За работу!" И пошла. Вот так. Потом говорили победители в номинации "Кубановедение", "Основной конкурс". Но мне запомнились только слова Елены Сергеевны, которую мы от всей души поздравляем,а также весь Тихорецкой район.

    ОтветитьУдалить
  4. Я познакомилась с Еленой Сергеевной еще в 2011. Запомнила ее приветливость и желание помочь. Очень рада ее победе на конкурсе. Поздравляю от души. Спаси Господи.
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить