вторник, 16 февраля 2016 г.

ОРКСЭ. ДНКНР. Что дальше?

Знаю, что наши читатели ждали  возвращения "Поезда" с Международных Рождественских чтений ещё и потому, что всех очень волнует вопрос, что будет дальше с ОПК и ОРКСЭ.   Вопрос очень важный и затянувшийся. Что новенького? Честно говоря, мало. Последние годы в Итоговый документ Чтений обязательно включали пункт: "Обратиться к министерству образования и науки РФ о расширении преподавания ОРКСЭ". Но проходил год, ничего не менялось, и вновь участники решали обратиться к министерству образования. Что же в этом году?
Если вы посмотрите Итоговый документ Чтений-2016, то прочитаете: "Обратиться к министерству образования и науки РФ о расширении преподавания ОРКСЭ с 1 по 11 класс". Увы, а воз и ныне там.
Эмоциональным, горячим, но грамотно подготовленным и продуманным было выступление  протоиерея Бориса Пивоварова, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской митрополии, доктора богословия, на секции ОПК. Основные положения привожу в нашем блоге. Хотелось бы знать мнение наших читателей: согласны вы с отцом Борисом?
                                                        Наталья Владимировна


"Во вчерашнем видеообращении Святейшего Патриарха Кирилла к участникам нынешних Рождественских чтений, а также в докладе Владыки Митрополита Меркурия (как и на прошлогодних Рождественских чтениях) были сказаны очень важные слова о необходимости расширения комплексного курса ОРКСЭ, в рамках которого в настоящее время в 4-х классах школ России преподается учебный предмет (модуль) «Основы православной культуры» (ОПК).
В январе 2015 года Святейший Патриарх Кирилл говорил: «Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа?» Оставить преподавание курса только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха, «значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».
Вчера Владыка Меркурий, в частности, сказал: «Не могу не остановиться на вопросе преподавания основ православной культуры. Замечательно, что увеличивается процент выбора ОПК в рамках курса ОРКСЭ в 4-м классе. Но может сложиться ощущение, что развитие изучения религиозной культуры в школе у нас как будто „замерло“ после эксперимента 2009–2011 годов в 4-м классе, не имея возможности выстроить нормальную полноценную систему духовно-нравственного образования. Однако это ошибочное ощущение. Есть серьезные наработки по расширению курса на другие годы обучения. Растет число подготовленных учителей, ведется мониторинг ситуации, оказывается помощь епархиям».
После окончания XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, в начале февраля 2015 года, от высшего руководства Русской Церкви в Министерство образования и науки Российской Федерации было направлено предложение преподавать школьникам основы религиозной культуры в рамках комплексного курса ОРКСЭ не только в 4-м классе, но и в других классах. Расширение курса могло произойти уже в 2016–2018 учебных годах.
Но Министерство образования и науки Российской Федерации ответило, что «примет решение о расширении школьного курса „Основы религиозной культуры и светской этики“ (ОРКСЭ) после проверки качества преподавания предмета». Как будто не было апробации комплексного курса ОРКСЭ в 2010–2011 и 2011–2012 учебных годах!
Между тем апробация-то была. И самим Минобрнауки РФ в 2012 году было отмечено, что эта апробация прошла успешно. После успешной апробации курс ОРКСЭ стал изучаться уже не в 21 регионе России, а во всех регионах нашей страны. (Татарстан — печальное исключение, в нарушение Закона «Об образования в РФ» (№ 273-ФЗ, ст.87, п.2).)
А теперь что получается? — Общественный совет при Минобрнауки РФ предлагает в 4-м классе ОРКСЭ не убирать (как будто и так можно поставить вопрос!), а в 5-м и последующих классах не продолжать этот курс. Вместо ОРКСЭ на ступени основного общего образования (5–9 классы) предлагается ввести некие «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), то есть фактически вместо модульного преподавания основ религиозной культуры — оставить только модуль «Основы мировых религиозных культур», то есть преподавать мультикультурализм.
Но ведь не ради одного только 4-го класса в 2009–2012 годах принимались все решения Правительства Российской Федерации, Межведомственной комиссии по вопросам преподавания религиозной культуры в школе и издавались приказы самого Министерства образования и науки Российской Федерации! Не ради одного только 4-го класса принята и 87 ст. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), 2-й пункт которой гласит, что выбор за родителями — какой модуль изучать их ребенку, а не за Министерством образования РФ, общественному совету которого кажется, что школьникам надо изучать только светскую этику, все же остальные модули курса ОРКСЭ — в смешении по принципу мультикультурализма.
Между тем именно модульный принцип изучения основ религиозной культуры был положен в основание разработки и введения в школу самого комплексного курса ОРКСЭ. Поэтому решение преподавать в 5-м и последующих классах не продолжение курса ОРКСЭ, а мифический курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) по сути является сворачиванием очень важного государственного педагогического проекта. «Мифический» — потому что нет его концепции, потому что он не соответствует закону «Об образовании в Российской Федерации» и потому что для него не выделены часы в базовом учебном плане. Если его рекомендуют «преподавать» во внеурочное время или в рамках других учебных предметов, то о каком модульном принципе вообще можно говорить?! И почему-то ни у кого не возникает вопроса об апробации ОДНКНР. Как будто смешение модулей по основам религиозной культуры — дело ясное и кем-то уже утверждённое?! А ведь модуль «Основы мировых религиозных культур» (ОМРК), который изучается в 4-м классе в рамках ОРКСЭ, не имеет своей задачей изучение родной религиозной культуры, а является порождением уже скомпрометировавшего себя мультикультурализма.
Внедрение в 5-м и последующих классах ОДНКНР — это стремление не допускать преподавание ОПК в среднем звене школы (5–9-й классы), а оставить только «Основы светской этики» (ОСЭ) и ОМРК. Сделать это будет очень легко, так как учебные часы для ОДНКНР не выделяются, да и никаких внятных разъяснений, что можно делать с этими ОДНКНР, нет. Значит, можно сей предмет преподавать, а можно и не преподавать…
И ещё очень важно отметить, что модуль ОРКСЭ выбирают родители, а преподавать ли ОДНКНР и как преподавать — это решает школа. (См. Письмо Минобрнауки РФ от 25 мая 2015 г. (№ 08–761) «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР».) Тем самым игнорируется право родителей на выбор модуля по основам религиозной культуры, гарантируемое законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст.87, п.2).
Если же предлагаемая на основной ступени общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) рассматривается и Министерством образования и науки РФ как логическое продолжение курса ОРКСЭ, то прежде всего необходимо сохранить принцип модульности. Однако до сих пор от Минобрнауки РФ нет ясного свидетельства, что принцип модульности в ОДНКНР будет сохранен.
Кстати, то, что приказы от 31 января 2012 года (№ 69) и от 1 февраля 2012 года (№74) утратили свою силу, не сулит ничего хорошего преподаванию ОПК в 4-м классе в рамках ОРКСЭ. А ведь этими приказами был закреплен модульный принцип преподавания ОРКСЭ.
В ноябре 2015 года Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Авторы школьных учебников нередко прячут религиозные сюжеты в разделах „Культура“ или „Искусство“, или, еще более странно, — в „Народные обычаи“, сводя религиозный феномен своего народа в фольклор, подобно тому, как научную специальность „теология“, не успев ввести, сразу же пытаются спрятать под историей, философией, филологией или культурой». Исходя из этих слов, можно утверждать, что учебные и учебно-методические пособия по основам православной культуры во всех классах российской школы в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст.87, п.1,6) должны соответствовать православному вероучению и культурно-историческим традициям Русской Православной Церкви, которая является хранительницей православной культуры России.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный 29 декабря 2012 года Президентом России В.В. Путиным (№273–ФЗ), закрепляет параметры изучения основ религиозной культуры в школе. В этом новом законе об образовании имеется 87-я статья, в которой говорится об особенностях изучения в школе основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
П.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». Значит, семейные ценности, как мы видим, ставятся на первое место.
П.2 ст.87 определяет права родителей: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Следовательно, принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия родителей (законных представителей) не допускается.
Свободным выбор будет являться в том случае, если на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы учителя выбрать «светскую этику», потому что якобы «по светской этике есть очень хороший преподаватель» или «потому что прежние два года в школе преподавались модули „светская этика“ и так называемые „мировые религиозные культуры“», а также чтобы «не разделять детей на группы».
П.3 ст.87-й нового закона об образовании указывает на то, что примерные основные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, «проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями».
П.6 ст.87-й гласит, что к учебно-методическому обеспечению учебных предметов по основам религиозной культуры «привлекаются соответствующие религиозные организации».
Для того чтобы основы православной культуры могли преподаваться во всех классах российской школы, конечно, надо прежде всего усердно молиться, а также всемерно содействовать тому, чтобы с помощью православной культуры наша школа преобразилась. И такой результат будет соответствовать принятой в 2015 году Правительством Российской Федерации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».

6 комментариев:

  1. Ольга Ластовка16 февр. 2016 г., 20:08:00

    Действительно, на сегодняшний момент в отношении преподавания ОПК наблюдается не столько движение вперёд, не остановка даже, а в движение назад. Общаясь с коллегами на проверке олимпиадных работ, выясняла ведутся ли у них уроки ОПК - оказывается уже нет. Так случилось у нас в районе,так и в других. ОПК в расписании заменили дополнительными уроками математики, русского языка, черчения - успешность школы оценивается прежде всего по результатам ЕГЭ. Взамен - "внеурочка", но далеко не все готовы 7 и 8 уроками приходить пусть даже на интересные занятия, у детей, порой, просто сил не хватает.

    ОтветитьУдалить
  2. Мои четвероклашки уже сейчас подходят узнать, будут ли у них ОПК в 5 классе, и очень огорчаются, узнав, что не будет.
    Т.Органова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас в школе такая же картина. С переходом школы на 5-ти дневную учебную неделю часов для ОПК нет. Предмет, который успешно преподавался несколько лет с 4 по 8 класс, теперь остаётся только в 4 классе. Это называется "Строили, строили, - и, наконец, построили..."
      Логачева О.Н.

      Удалить
  3. Здравствуйте, коллеги! Здравствуйте, авторы Поезда! Знаете, сейчас вспоминаю свое атеистическое детство - председатель совета дружины (я), школьные вечера, посвященные антирелигиозной пропаганде (вновь активный участник)... и... Что происходит в школах сейчас? Стою я, простой обычный учитель, глядя на своих учеников, с болью вещая: "Ребят, а я ведь за каждого из вас каждый вечер Боженьке рассказываю. Молюсь за вас. А вы опять домашнее задание не сделали..." Сидят понурые, молчат, на иконки, стоящие в классе, глядючи... И понимаю я, что ни одним Законом не выкорчевать из детских сердец Веру, которая и не нами была в них от рождения вложена... И, знаете, в такие моменты особо отчетливо понимается, что обучение в школе, как ранее, нужно начинать с изучения Евангелия и Псалтыри...
    Конечно, не нам решать о том... Но, вспоминая Святых Отцов, только и хочется сказать: "Помолимся..."

    ОтветитьУдалить
  4. Страна постепенно деградирует, руководство говорит одно, выполняет другое, думает третье, правая рука Путина не знает что делает левая нога Медведева, воровство, где только можно, зомбоящик воспитывает новое атеистическое поколение, причём, ОЧЕНЬ успешно... Считаю, патриарх иногда должен и твёрже отстаивать Истину, добиваться продолжения курса ОРКСЭ всеми мыслимыми и немыслимыми способами. От нас учителей толку никакого, никаких прав, одни обязанности, и бумага, бумага, бумага...

    ОтветитьУдалить
  5. Позвольте с вами не согласиться,я знаю учителей, которые не ведут ОРКСЭ, но несут проповедь через свой предмет, воспитывают детей на основе традиционных ценностей. От таких учителей "толк" ещё какой! Ну а Путин, Медведев, Патриарх - каждый из них видит Россию более масштабно, нежели каждый из нас из своей веси и за нас, учителей, работу не выполнят. Каждый на своём месте должен честно работать...

    ОтветитьУдалить