воскресенье, 20 мая 2018 г.

Поздравляем призеров конкурса!

Знакомьтесь,  Кудина Ольга Николаевна, заместитель директора по УМР, учитель математики и основ православной культуры гимназии №44 г. Сочи - призер Конкурса -2018! 


Под ласковым сочинским солнышком вызревают  чудесные педагогические таланты! Рады представить эссе Ольги Николаевны...


Русский учитель должен, прежде всего, продумать и
прочувствовать до конца свою великую национальную задачу.
 … он должен знать и понимать, что дело не только
в развитии наблюдения, рассудка и памяти,
а в пробуждении и укреплении духовности в детях.
                                                                           И.А.Ильин
     Магадан… Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14… Родная школа, которая через много лет после её окончания открыла для меня, опытного учителя математики,  новую педагогическую стезю – создание условий для знакомства школьников с основами православной культуры.
Почему «создание условий»,  а не «преподавание», «обучение»? Разве не  такая именно  функция традиционно считается основной в работе учителя? Об этом нам скажет любой толковый словарь. Но обращение к понятийному аппарату богословской, философской и педагогической наук дают понимание православной культуры как воплощения абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека (в трактовке русского философа Н.О. Лосского). Ценностям нельзя обучить, более того, невозможно  следовать высшим духовно-нравственным идеалам без искреннего принятия их самим учителем.
После долгих лет преподавания математики, в которой знание – сила, обращение к предмету основы православной культуры началось для меня с осмысления роли учителя в отечественном образовании в исторической ретроспективе и в настоящее время. Какие же основные задачи у учителя основ православной культуры?
Роль  российского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру.
Система ценностей составляет основу личности человека.  Думаю,  чуткий учитель своей душой и сердцем чувствует, как у наших детей порой уже в юном возрасте утрачивается позитивное отношение к жизни. Задача учителя   -  помочь осуществить выбор идеала, выбор системы координат.  Но здесь возникает вопрос: в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от педагога  опыта  понимания и принятия другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без духовного развития  личности самого учителя такие качества не формируются. Не накапливая собственный духовно-нравственный опыт, учитель не сможет максимально полно решать современные образовательные задачи, которые ставят перед нами государственные образовательные стандарты. Они выражены, в частности, в портрете выпускника на любой ступени образования: любящий свой край и свое Отечество,  уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, понимающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Погружение в историю педагогики привело меня к необходимости пересмотра (можно сказать, кардинального) собственных педагогических подходов, целей своего труда, сопряженного с осмыслением новой педагогической роли: «Я – учитель основ православной культуры».
Оглядываясь назад, все глубже понимаю, что в жизни все промыслительно. Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Грезила  о начальных классах. Воспитывала и обучала младших братьев. Но в 7 классе встретила учителя математики…  Выбор факультета был определен. Математика. Идут годы. Математика и православная культура… Казалось бы, несоизмеримые предметы.  Но Господь чудесным образом вел по стезе науки и практики,  все ярче раскрывая во мне самой ту самую духовно-нравственную личность.  Продолжая оставаться математиком, я становилась православным учителем.     
Первые уроки основ православной культуры…  Тогда мне хотелось не только с моими учениками, но и со всеми коллегами и школьниками спешить делиться радостью о православной культуре. Да, да, именно радостью – не знаниями, умениями... Радостью встречи, радостью прикосновения, радостью знакомства с великим богатством православной культуры, неотделимой от нашей истории, ее выдающихся творцов, святых, заступников русской земли. Все большее  погружение в глубины православия открывало для меня еще одну важную аксиому (здесь во мне говорит математик): православная культура не может изучаться вне связи с литературой, русским языком, историей, музыкой, искусством и даже биологией. Более того, она способна (а может, призвана?) объединить многие школьные предметы, сложить мозаику предметных знаний в единую картину. Стал понятен и очевиден глубокий воспитательный потенциал этого предмета.
 Более того, погружение в глубины православной культуры изменило для меня представления о математике. С удивлением обнаружилось единство построения науки и мира – построение аксиоматическое. Такое «открытие» внесло свои поправки в содержание моей педагогической деятельности: несмотря на значимость предметных знаний все же главным для меня становилось духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Стоп! А почему только для меня? Мне думается, что такая задача должна стать той основой, на которой выстраивается работа … нет, не работа, а служение и жизнь учителя любого предмета.
Наша великая история, наша русская литература, наш могучий и богатый русский язык, наше изобразительное искусство, наша классическая музыка – наша православная культура – этот тот воздух, который наполняет сердца, раскрывает крылья для воспарения человеческой души к Истине.  Хочется верить, что и наши ученики  потянутся к Свету и устремят свои помыслы и дела к Творцу - не в этом ли отрада для учителя основ православной культуры?....

1 комментарий:

  1. Мне посчастливилось видеть выступление Ольги Николаевны в завершающем туре, от души поздравляю ее, достойное было выступление, всех участников конкурса хочется поблагодарить. Труд учителя - жертвенный труд.

    ОтветитьУдалить