четверг, 17 апреля 2014 г.

Читайте Евангелие и... слушайте Гайдна



Осталось всего два дня до Пасхи. Максимальная собранность и сосредоточенность отличают  христиан в эти дни.  
Елена Михайловна Чунихина, учитель начальных классов      г. Абинска приглашает к разговору о Гайдне и его программном произведении, которое обязательно надо послушать, размышляя о страданиях нашего Спасителя.
В определенное  время становления православного  человека конечно же  лучше слушать классическую музыку, чем разрушительные для души либо пустые   произведения   некоторых современных авторов.
Архимандрит Тихон (Шевкунов).

Помню, один профессор, присутствуя  на  заседании, слушал выступления, в которых по сути не было ничего нового, некоторые фразы и высказывания он слышал в десятый раз, а то и более. В ходе заседания он подолгу что-то записывал, внимательно слушал ,потом опять записывал, а  в конце, когда у него спросили «Профессор, что Вы нашли в этом: одно и то же, сколько можно слушать?», на что он ответил:«Вы  знаете, сколько я слушаю, столько я нахожу нового и неведомого для себя» .
        Японцы, созерцая одни и те же предметы природы, впитывают эту силу мысли и света, красоту и тайну созидания и не жалеют для этого времени и сил. А мы всё спешим, желаем чего-то необычного, «креативного ». В то время, как всё гениальное просто, только стоит присмотреться и прислушаться.
           Душа тоньше чувствует нравственное, ей в этом помогает музыка и живопись (имею в виду прежде всего реализм и классическую музыку). Уметь созерцать и слушать нравственно - большая работа  и не у каждого получается сразу.

        В руках программа  IX Благовещенского православного педагогического форума, пробегаю глазами, знакомое название : «Благовест », Иозеф Гайдн. Вспоминаю… Лет пять назад я была на концерте этого коллектива. Трогательно и с душой играют исполнители… Гайдн… Я впервые прочитала о нём, когда училась в 7 классе, книга из серии «Жизнь замечательных людей ». В то время меня очень интересовали  биографии  художников и композиторов. Как сейчас помню книгу в толстом переплёте серого цвета  без каких-либо иллюстраций с заголовком «Иозеф Гайдн». Прочитала её «залпом». Плакала, перечитывала и опять плакала … Гайдн был вторым из 12-ти детей в небогатой семье, где ежедневно занимались домашним музицированием. Превосходный музыкальный талант пятилетнего Гайдна был замечен дальним родственником, и дядя взял его в город Хаймбург, музыкальные занятия с мальчиком по игре на скрипке и фортепиано стали чаще. Родители согласились; правда, они подумали, если сын овладеет музыкальной грамотой, научится играть и петь, ему легче будет стать священником. Скоро Йозеф играл на скрипке, на клавире, стал понимать латынь, петь в церковном хоре. Гайдн пел хорошо и был приглашён в Вену певчим в капеллу собора святого Стефана, где трудился по 16 часов в день. Даже в свободные часы, резвясь с мальчишками на площади неподалёку от церкви, убегал от них, едва заслышав звук органа. Спешил под своды собора! Гайдн всю жизнь был глубоко верующим человеком; основу  его религиозности составляло чувство радости о Боге. Этот библейский дар композитор  передал в своей духовной музыке. Многие даже укоряли его за это. «Когда я думаю о Боге, мое сердце так полно радости, что ноты бегут у меня, словно с веретена, — отвечал  композитор. — Бог даровал мне веселое сердце, и Он не прогневается на меня, что я служу Ему в веселии».
         Поэт Лев Болеславский  в стихотворении "Улыбка Гайдна" отражает  внутренне состояние композитора.

 Служите Господу с веселием. (Пс. 99:2)
Снова в комнате прохладно. А маэстро дряхл и сед.
 На ногах папаши Гайдна вдвое сложен жёлтый плед.
 Рад бы он над клавесином руки в «престо» отогреть, -
 Виснет левая бессильно, хлещет правая, как плеть.
 Скоро он почиет в бозе, завершив свои дела…
 Что ж ты плачешь, старый Йозеф? – Оттого, что жизнь прошла.
 - Что глядишь в окно на Вену? – Там с улыбкой озорной
 Столько лет самозабвенно пел, кружился лендлер мой!
 Тает слава незаметно. Стёрлись ниточки слегка
 В золочёных позументах выходного сюртука.
 Грустно Йозефу: неужто и в искусстве, и в душе
 Золотого простодушья не останется уже?
 И отныне неужели, лишь допьёт своё вино,
 Только мысли, только цели будет всё подчинено?
 И исчезнут из искусства вместе с Гайдном навсегда
 Просто радость, просто чувства, как земля или вода?
 Просто луг, тропинка, чаща, просто жизнь – как благодать,
 Просто шалость, просто счастье улыбаться и дышать?
             Джеймс Брага, автор известного пособия по гомилетике (по которому училось не одно поколение проповедников), писал: "Каждый священник должен быть знаком с "семью последними словами", то есть фразами, произнесенными Христом после распятия. Очень важно подготовить, по крайней мере, две или три проповеди на основании этих слов Иисуса..."  Подобная идея намного раньше пришла в голову музыкантам.
            И вот мы, участники Форума, собрались в конгресс–холле. Последние приготовления музыкантов. Отец Александр объявляет  начало  концерта  камерного оркестра отечественной и классической музыки  «Благовест»под руководством Ларисы Городжановой с ораторией Иозефа Гайдна «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа , сказанные Им на Кресте». Музыканты  - известные в Краснодарском  крае исполнители высокого профессионального уровня, выступали на самых престижных сценах Москвы, Санкт-Петербурга  и других городов России. Многие являются дипломантами Пасхальных фестивалей в Московском Кремле, а также  фестиваля «Молодая российская культура во Флоренции» (Италия). Оркестр «Благовест» выезжал на  гастрольные поездки ближнего и дальнего зарубежья.
          В промежутках между сонатами Евангельские тексты читал отец Александр Игнатов. Проникновенно, осторожно, с особым трепетом. Мультимедийное сопровождение с изображением Иисуса Христа усиливало ощущение  реальности происходящего. Учителя  замерли в ожидании  первых аккордов… одна за другой, как постепенно раскрывающийся веер, звучат сонаты:
1.    «Отче прости им ибо не знают что делают!»
2.    «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю»
3.    «Се, Матерь твоя!»
4.    «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!»
5.    «Жажду!»
6.    «Совершилось!»
7.    «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой!»
             Это произведение Гайдна не только программное, но и теологическое. Оратория  начинается медленным, торжественным Вступлением Introduzione, в котором уже слышны нотки предстоящих страданий. Словами невозможно передать сочетание этих удивительных звуков, вызывающих бурю эмоций и глубоких внутренних переживаний . И вот, наконец, семь независимых сонат.
         Первая соната написана на тему "Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят", в ней Гайдн  передает Человеческую Сущность Мессии. Иисус был совершенным Человеком и обладал всеми чертами истинной человеческой любви. Возможно, поэтому Гайдн использует   звуковые  контрасты: forte - piano (громко - тихо). Глубокая скорбь  в forte - страдания Иисуса, а в piano - Его любовь к падшему человечеству.
           Вторая соната написана на текст "... ныне же будешь со Мною в раю". Через «грустный», минорный музыкальный текст радость и добро  проникают в нас каждой ноткой этой сонаты с утверждающей надеждой и верой в Иисуса. Возможно, поэтому, минор второй сонаты дважды переходит в светлый до-мажор  .
          Третья соната написана на тему "Се, Матерь твоя!". С первыми аккордами  представляется  историческая сцена: избитый, окровавленный, распятый Человек, испытывающий невыразимые муки, беспокоится о Своей матери... Я вспоминаю в этот момент глаза детей, которые слушали меня на уроке основ православной культуры, когда я рассказывала эту историю … Ми-мажор даёт нам возможность услышать мучительные вздохи Иисуса, как больно Ему произносить слова, ведь для произнесения каждого слога, слова, даже вздоха распятому нужно было подниматься на ногах, пробитых гвоздями...
            Четвертая соната  слышится  в "страстной" тональности фа-минор "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?" Основной смысл  главного христианского догмата о природе Спасителя: Он является Богом и Человеком в Одном Лице.  Л.С. Чэффер, христианский богослов 20-го века, написал: "Если бы Он не был Богом, Он не смог бы нас спасти. Если бы Он не был Человеком, Он не смог бы умереть за наши грехи как Совершенная Жертва". Именно в это мгновение евангельской истории на Иисуса пал весь гнев Бога за все человеческие грехи! Может, поэтому Гайдн использует печальную и в то же время страстную тональность фа-минор? Музыка полна самого надрывного страдания, ведь в тот единственный момент Отец отвернулся от Сына, чтобы возложить на Него грехи всех нас (Ис. 53.6). Как бы мы ни старались, но даже приблизительно мы не сможем представить себе всех мук Христа, Который в Вечности имеет непрекращающуюся любовь с Отцом, Который в период Своей земной жизни имел постоянное общение с Ним в молитве, Который испытал на Себе всю тяжесть праведного гнева Божия и в Ком ныне "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2:10).
          Пятая соната "Жажду!" – музыкальные критики её характеризуют как одну из самых трудных и для понимания и для исполнения. Никто из нас с вами не в состоянии понять и испытать на себе ту страшную муку жажды, которую испытал Иисус. Конечно, все распятые испытывали это невообразимое мучение, но в данном случае  это испытал Богочеловек, Тот, Которым и для Которого все сотворено, благодаря Которому мир еще существует (Кол. 1:16-17). Страх, всеобъемлющий страх испытываешь, когда слушаешь эту  сонату. Ощущаешь  реальность и  правдивость событий, понимаешь, как  требователен  Бог к человеку и в то же время справедлив и милостив  к падшим людям.
          Шестая соната "Свершилось!" говорит нам о конечном акте искупления человечества. Мы слышим медленные унисонные октавы, передающие всю тяжесть и скорбь Совершенной Жертвы Умилостивления. Кажется, что эта соната самая грустная. Иногда, когда  музыканты, играющие на струнных инструментах  торопятся в медленных шестнадцатых, устраивая из скорбной музыки своеобразный "танец", становится просто тяжело слушать, эмоции переполняют  и…
       Наконец, мы словно слышим последние слова Иисуса и присутствуем в момент Его смерти. Седьмая соната  иллюстрирует последние слова Господа перед смертью: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сказав сие, испустил дух". Несколько "угасающих" аккордов  иллюстрируют смерть Христа, неожиданно  слышим переход  к завершению - пьесе Землетрясение, изображающей трагедию Мессии-Человека -  и триумф Сына Божия; Божий гнев - и Божью любовь; абсолютную Божью праведность - и абсолютную Божью милость; страх перед Его всемогуществом - и парадоксальную радость покаяния.
        Да, это покаяние Гайдн не описал, но словно его «эхо» мы слышим в "Землетрясении".
         Публика в зале замирает, как никогда … К горлу подступил комок, в глазах  учителей, как жемчужины, блестят слёзы. "Семь Слов" так трудны для восприятия, но так полезны для нашей души . Поэтому - они так гениальны... Благозвучие передаёт нам  гармоничное сочетание  совершенной музыки и чистого библейского богословия.
            Понять и полюбить это сочинение - значит понять и полюбить Христа...
 Безмерны слова благодарности оркестру «Благовест» и отцу Александру  за эти минуты  внутреннего прорыва в Вечность.    
            А  нашим читателям  я желаю в любой ситуации уметь слушать и слышать, размышлять и переживать, плакать и радоваться звукам  ЖИЗНИ НАШЕЙ ДУШИ!
 С уважением, Елена Чунихина.



                    

4 комментария:

  1. Виктория Викторовна.17 апр. 2014 г., 20:41:00

    Спасибо,дорогая Елена, за столь серьёзный и вдумчивый анализ! Амплуа искусствоведа выпало тебе недаром. Замечательно, что и о композиторе, и о сонатах рассказано столь подробно: я не музыкант, и мне важно и интересно понимать подоплёку, чтобы симфония раскрылась во всей полноте.
    Я была среди тех счастливиц, которые находились в зале. Гармоничное сочетание Слова и Музыки захватило настолько, что от слёз удержаться было просто невозможно! Батюшка говорил ТАК, что каждую часть мы читали, как книгу. Всё-таки как душа возрастает, приобщаясь к лучшим образцам творчества!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Михайловна, спасибо Вам за статью, столь нужную и важную именно в эти дни и часы. Читала и всплывали мои впечатления от произведения Гайдна. Когда я слушала разъяснения отца Александра, то мне передавалось его волнение, его трепет и скорбь, связанные с последними минутами жизни Спасителя. Потом вдруг вступала музыка, которая диссонировала во мне с услышанным от батюшки: слишком какой-то позитивной мне она показалась. Но вот на последних аккордах я поняла. Я поняла! Это произведение не про смерть, а про Жизнь: "Христос воскресе из мертвых смертью смерть поправ..."

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Михайловна19 апр. 2014 г., 13:17:00

    Спасибо за добрые слова!

    ОтветитьУдалить
  4. На форуме произведение слушала впервые. Была потрясена. Приехала домой и на РМО учителей ОПК попросила слово и рассказала своим коллегам о этом дивном произведении. Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа , сказанные Им на Кресте практически всем знакомы, но вот вместе с музыкой Гайдна они проникают в самые потайные уголки души. Музыка великого композитора звучала через колонки компьютера, да и я не священник, но в глазах учителей стояли слезы.

    ОтветитьУдалить