четверг, 24 апреля 2014 г.

Записки перфекционистки.

      Сегодня я расстроена. В голове моей сумбур, я пытаюсь разложить всё по полочкам. Может быть, блог поможет "вытащить занозы"? По порядку.
       Принимали участие в олимпиаде по русскому языку, серьёзно готовились: конкурс знатоков языка, конкурс проектов - чрезвычайно интересно!  Слушая, отмечала плюсы и минусы. Надеялась на продуктивное обсуждение. Жюри работало. Результат их работы оказался ... печален. Вы подумали, что меня взволновало распределение мест? Ошибаетесь.
Просто выяснилось, что  оценивать участников по каким-то чётким критериям никто и не собирался. Как-то всё случилось по совмещённым сценариям ... "ой, а мне понравилось" и "свой-чужой". Местами, как водится теперь в свете аттестации, не обделили никого. Но обсуждать что-либо отказались: чем вы недовольны, сказали мне, все же награждены!  И убили меня окончательно. Разбор полётов и не предполагался. Все были довольны бумажечками. А безобразная анимация, перегруженность  слайдов текстом, низкое качество вставленных картинок, ошибки, чтение со слайда (!) и с листа и прочее - то есть все наши, преподавательские, не детские, огрехи (это наша задача - их подготовить!) - ерунда, не заслуживающая внимания. Словом, испортила я людям праздник. Всё так умильно и благостно было. Моё, каюсь, потом уже гневное желание анализа, внесло дискомфорт.  В конце чувствовала себя подлой предательницей преподавательского племени... И теперь во мне борьба:  может, надо было промолчать, сделав выводы исключительно для внутреннего пользования. Может, это гордыня мне глаза застит? Только очень обидно: снобизм учительский и так притча во языцех, разбираться в ошибках никак не хотим. Ещё я всё думаю - зачем? Зачем это было? Ну раздали бы грамотки сразу, голову не морочили!
       Скажете, частность? Непрофессионализм отдельных педагогов? А вот и нет. Посмотрите попристальней! Что там у нас в критериях к аттестации?  Конкурсы, олимпиады, победы, лауреаты! Вот и плодится и множится на этой благодатной почве большая и маленькая ложь. Интернет? Пожалуйста: Международная заочная олимпиада в... Чебоксарах (сертификаты с ошибками)! Всероссийский конкурс чего-нибудь где-нибудь! Впору вопрошать: "А судьи кто?"
Междусобойчики в районах и городках - та же история.  О публикациях  вообще молчу. Выдача сертификатов поставлена на поток, а что ты там наваял, кто это оценивал-вычитывал - не спрашивайте.
       А презентации вообще отдельная история. Проводили в  техникуме мастер-класс по правилам оформления, целесообразности их использования  и т.д. Начитались материалов, собрали памятки.  Придумала задание: проанализировать готовые презентации на предмет явных ошибок и исправить их. Представляла себе так: скачаю с какого-нибудь учительского портала, напорчу сознательно - пусть трудятся. К моему ужасу, портить не пришлось. Всё было готово... И это тиражируется. И сертифицируется.
       Не подумайте, что я, пишушая эти строки, над ситуацией. Вовсе нет. В одной лодке со всеми своими коллегами. Но сегодня было стыдно перед детьми, которые как раз всё отлично разглядели и оценили. А мы просто  пошли дальше. Сойдёт как есть!
      Перфекционизм? Может быть. Просто... нельзя так.  Или?..
                                                                                     Виктория Викторовна.

7 комментариев:

  1. Радостно и ясно
    Завтра будет утро.
    Эта жизнь прекрасна,
    Сердце, будь же мудро.

    Ты совсем устало,
    Бьешься тише, глуше…
    Знаешь, я читала,
    Что бессмертны души.
    А.Ахматова

    ОтветитьУдалить
  2. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с формализмом. Как грустно, что это всех устраивает. Редко кто решится противостоять этому. А души ведь действительно бессмертны и детские и наши ...

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория Викторовна.27 апр. 2014 г., 23:05:00

    Да, дорогие мои, к сожалению, слишком часто. Настолько, что можно говорить об эпидемии... И ведь как легко самооправдаться: дескать, правила игры... А на деле просто ...неуважение к профессии.

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Ластовка27 апр. 2014 г., 23:30:00

    Сегодня мы были на защите исследовательских проектов конкурса "Эврика" (региональный этап). Председатель жюри о. Иоанн (Воронов) в заключительной речи сказал, что быть экспертом, гораздо труднее, чем представлять свою работу, ведь нужно быть предельно честным и ответственным. Вот бы каждый эксперт относился так к своей работе, помня, что участие в составе жюри - это не только баллы к аттестации, но и огромная ответственность.

    ОтветитьУдалить
  5. Записки бывшей перфекционистки
    Латинское «Perfectus» означает абсолютное совершенство, англ. «perfect», фр. perfection - совершенство.
    Формируемое воспитанием и средой чрезмерное стремление человека к совершенству в действиях, делах, поведении возникло в протестантской среде XIX века,т.е. сначала идея перфекционизма была востребована религиозной философией, а позже трансформировалось в классический перфекционизм И. Канта, Г. Лейбница. К сторонникам перфекционизма можно отнести А. Э. К. Шефтсбери, М. А. Кондорсе и здесь П. подразумевал, прежде всего, внутреннее совершенствование в нравственности, развитие талантов и дарований. Но о совершенствовании человека говорят также концепции, развивающие идею сверхчеловека (Ф. Ницше, идеологи фашизма), и сторонники марксизма. Однако их средства для достижения цели мы знаем.
    В быту мы часто встречаем людей, инфицированных этой психической особенностью. Мы сами часто являемся представителями перфекционистского направления, стремимся к совершенству, склонны предъявлять самому себе и окружающим людям очень высокие требования .Я – почти излечена от перфекционизма, рецидивы бывают, но всё реже.
    У меня был один из признаков перфекционизма - «синдромом отличника» — из-за желания все в жизни делать на «отлично». Я стремилась быть совершенной.

    Нас воспитали в такой культурной среде, где идет постоянное сравнение себя с другим. «Все девочки чистенькие и опрятненькие, а ты…», «Посмотри, никто не плачет». Уже в начальной школе я хорошо понимала: для того, чтобы снискать любовь и уважение окружающих, надо хорошо учиться, а желательнее, лучше всех. И педагоги катализировали всё это.

    Перфекционист не умеет наслаждаться результатом, он обязательно должен желать еще большего. Вечный удел таких - счастье в дороге. Когда ты достигаешь назначенной цели, то не можешь оценить этого, поставить точку в вечной одиссее. Подтверждаю.
    Стремясь довести любое дело до идеала, «шлифуя» каждую мелочь, я постоянно испытывала сомнения в качестве выполненной работы, была крайне чувствительна к критике и практически не имела возможности испытывать удовлетворение от результатов своей деятельности из-за убеждения, что она выполнена недостаточно хорошо.
    Я болезненно реагировала на любую критику, с трудом приспосабливалась к новым условиям; с окружающими людьми я нередко предпочитала не сотрудничать, а соперничать и соревноваться. Но я и жёстко осаждала людей и критиковала их, думая , что я- всем праведный судья.

    Мы так хотим, чтобы нас полюбили идеальной любовью! Но и мы сами не сможем приблизиться к кому-нибудь хоть на йоту.
    Да,ведь важнее всего ЛЮБОВЬ. Всё надо покрывать любовью. И даже(!) несовершенство шрифта в презентации и даже(!!) ошибки в сертификатах. Как порой нам не хватает простой христианской любви, потому что на первое место мы ставим это учительское ЖИ-ШИ, Я ВСЕГДА ПРАВА, А ВОТ ЗДЕСЬ (с торжеством!и удовлетворением!) у тебя ОШИБКА!
    Но вернёмся к моими проблемам. Я постоянно контролировала себя и свои действия. Например, я должна постирать или убрать, а я сижу и пью чай. От этого меня начинает разрывать на части, я становлюсь полипсихичной и практически схожу с ума внутри себя от самодиверсии, от недовольства собой. Я сама себе становлюсь неприятна. Внутри меня разгорается гражданская война.
    Как же я избавилась от перфекционизма?
    Перфекционизм называют главной женской болезнью 21 века. Я бы назвала её и учительской болезнью. Поначалу моё стремление к идеалам – ни пылинки в доме, идеальные обеды и ужины, идеальная внешность, сделать идеальный урок, дать понять детям, что ты умнее и образованнее их, и что ты найдёшь все их ошибки, а Лекарства от перфекционизмаесли они обнаружат твои - и всё равно см. выше – ты всё равно умнее и образованнее – вызывает восхищение и уважение, но в конечном итоге- страх. Перед тобой.
    Чтобы избавиться от болезни, необходимы лекарства.
    См. в следующей главе - мой рецепт от перфекционизма.

    ОтветитьУдалить
  6. Христос Воскресе, уважаемый анонимный автор! То, о чём и как Вы пишете, для нас очень важно. Особенно в преддверии Дня жен-мироносиц хочется, чтобы над Вашими "записками" задумались наши читатели. Если Вы не против, мы разметим в блоге"Записки бывшей перфекционистки" отдельной статьёй. Вы согласны?
    С уважением, Наталья Владимировна

    ОтветитьУдалить
  7. Виктория Викторовна.1 мая 2014 г., 00:11:00

    Добрый вечер, уважаемый анонимный автор! Рада такому серьёзному отзыву.
    Согласна, жить с "синдромом отличника" чрезвычайно неудобно. Как и вы, веду с "перекосами" незримую борьбу. Только меньше всего мне хотелось бы, чтобы вдруг почему-то противопоставились Любовь и серьёзное отношение к делу. Мне кажется, это несколько...разные плоскости.
    Знаете, я расстроилась, когда прочла об удовлетворении и торжестве при обнаружении чужих ошибок. Перечитала свои письмена несколько раз - неужели я так коряво выразила мысль, что кажется, будто я злорадный "инспектор по отверстьицам для маленьких жучков".
    Когда я бралась писать, хотела начать словами "я не люблю конкурсы" (это я мягко выразилась). Именно в силу того, что с трудом переношу момент соревновательности и взвешивания на весах того, что взвесить нельзя. Ну не моё это. Всеми способами увиливаю. Но уж коль беремся (или невольно поставлены в подобную ситуацию), давайте будем по-хорошему ответственными.
    Я, как и многие, предпочитаю иметь дело с теми профессионалами, которые любят свою работу, стремятся в ней к совершенству (заметьте, не говорю непременно достигают!), - врачами, учителями, строителями, продавцами, водителями. Разве нет? Это не значит, что я питаю глубокую неприязнь к другим. Нет. Но детей веду к замечательному нашему педиатру Зинаиде Викторовне, для которой нет дня и ночи, выходных и праздников, если в ней нуждаются. Наверное, ей трудно с самой собой... Но нам хорошо с ней. Надёжно. Мы её любим, а не боимся. И с радостью вижу тщательно проверенные тетради дочери, слушаю на собрании нашу неспокойную Елену Николаевну, ставящую перед детьми новые и новые задачи, каждый раз ступенечкой выше. Думаю, и она устаёт от своей ответственности. Но я только "за" такой вот перфекционизм. С интересом буду ждать продолжения разговора.

    ОтветитьУдалить