воскресенье, 6 апреля 2014 г.

Главное в воспитании детей - правильно задать систему координат!

Ольга Александровна Галаган, учитель математики, основ православной культуры МБОУ СОШ №4 станицы Раздольной Кореновского района

Благовещенский форум завершился. Педагоги  вернулись в свои школы, детские сады. Но всё чаще возвращаешься к услышанному, увиденному. Заглядываешь в блокнотик с записями. Что в них?
Большая часть исписанных страниц – конспект выступлений Ирины Яковлевны Медведевой - детского психолога, члена Центрального совета Всероссийского родительского движения «Родительское собрание».

 «Сейчас, глядя на некоторые семьи, хочется многим из них предложить отдать детей на несколько дней в Свято - Алексеевскую Пустынь», - сказала Ирина Яковлевна. К сожалению, я ничего раньше не слышала об этой Пустыни, батюшке Петре.  Тут же посмотрела в Интернете и прочитала  об этом прообразе православного академгородка. У меня в классе 4 семьи стоят на учете в районе. Дети  прогуливают уроки, у них отсутствует чувство уважения к родителям, к учителям.  И я, надо сказать,  подумала о них.  Однако Ирина Яковлевна сказала, что  там сейчас дети избалованные, дети чиновников, их родители не знают, что делать со своими чадами.
Ирина Яковлевна в своих беседах  подчёркивала не раз, что свободная воля детей - это оружие, разрушающее психику, нравственность, семью. А если разрушена семья, то разрушено государство.  Идет информационная война.  Даже если книга детская или мультфильм, все равно все нужно родителям просматривать, прежде чем разрешить детям.  
Листаю дальше блокнот Форума. Как удерживать жизнь ребёнка от полного распада? Надо бороться за человека.  А что это значит? Мы сидим на игле комфорта - горячая вода, стиральная машинка  и т. д .Родителями надо говорить с детьми  о труде, работе руками, уборке  в квартире, творчестве. Развивается моторика рук, абстрактное мышление, речь, способность к экстраполяции, прогнозированию, продумыванию на несколько шагов вперед. В детстве главное  развивать душу, а не интеллект. Очень трудно человеку встретиться с Богом, если родители не готовят его сердце. Должна быть иерархия, время должно наступить.  Сердце должно быть готово. Тонкая душа - богатство детей.
«Работа психолога и  педагога не отличается. Каждый учитель – психолог. Он должен иметь интерес к человеку,  чтобы хотелось ему помочь. Это самое главное, штучная работа», - сказала Ирина Яковлевна. Рассказала немного о своей методике «куклотерапии», наблюдениях за детьми во время игры.   Система в современном воспитании должна быть классическая, а не перевернутая.  И мы, воспитатели детских садов, учителя, психологи  находимся, что называется, на осях системы координат.


10 комментариев:

  1. Виктория Викторовна.6 апр. 2014 г., 18:07:00

    Спасибо, Ольга Александровна, что так подробно рассказали о встрече, которая и для меня стала очень-очень важной. И не только для меня: на семинары Ирины Яковлевны спешили все женщины. Именно так - не педагоги, психологи и прочее, а мамы, бабушки, тетушки... Что может быть важнее и желаннее разговора о детях?
    Я стала обладательницей книг Ирины Яковлевны "Бомбы в сахарной глазури" и "Родители и дети" и, вернувшись, взялась за работу. Просто читать не получается. Анализирую, примеряю на себя, горюю об упущенном. А ещё горжусь своей мамой, которая, не имея представления о специфике педагогических воззрений, твёрдой рукой направляла меня и мою сестричку по той дороге, какой вели и её в далёкой Тамбовской области полуграмотные крестьяне, мои бабушка и дедушка (Царствие им Небесное).
    Парадокс: становясь более "продвинутыми", мы деградируем... Возможно ли это как-то совместить? Вот вопрос для меня насущный... Где золотая середина? Ведь будучи вовлечёнными в активную социальную жизнь горожанина, и мы, и наши дети поневоле становимся "пользователями", "потворствуем духу времени"...

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо за сообщение, Ольга Александровна.
    Читая, "разговаривала" и с Вами, автором публикации, и с психологом Медведевой И.Я., побудившим Вас к написанию этого материала.
    Если позволите, только две реплики.
    ..."главное развивать душу, а не интеллект". Содействуя развитию Души, мы безусловно, мощно развиваем интеллект. В то время как развитие интеллекта, которое может происходить на протяжении всей жизни (но в современной школе развивается, как правило, лишь до 14 лет, по данным академика Лазарева В.С.), отнюдь не означает,что будет одновременно расти и крепнуть Душа. Потому не стоит противопоставлять: получает "питание" Душа - всё развивается в человеке. И это работает и в детстве, и в зрелом возрасте.
    "Каждый учитель - психолог". Я бы завершила это утверждение бооольшим знаком вопроса. Нередко великодушные специалисты, в самых лучших целях, раздают "авансы", учителя же охотно их принимают и ...консервируют своё невежество. Пишу об этом с горечью, но и со знаем дела. Именно психологическая подготовка (надо сказать НЕ подготовленность) учителей удручает.
    Или не права?
    ( В свою очередь, ухожу из любимого блога, покидаю "Поезд", мучаясь вопросом: и что подразумевает автор под выражением "Система в современном воспитании должна быть классическая..."?)

    ОтветитьУдалить
  3. Виктория Викторовна7 апр. 2014 г., 10:19:00

    Согласна, уважаемая Татьяна Адольфовна, с содержанием Ваших реплик в полной мере. Тоже много размышляла об этом. Думаю, что говоря о развитии души и интеллекта, Ирина Яковлевна имела в виду расстановку акцентов во многих семьях, школах. Погоня за максимальной образованностью (уроки, репетиторы, курсы - курсы, репетиторы, уроки) уводит на задний план заботу о душевном и духовном. Ведь современное общество как обозначает критерии успешности? Образованный, с ярко выраженными лидерскими качествами, коммуникабельный: "и швец, и жнец, и на дуде игрец"... И ни слова о глубине, о нравственном здоровье, о самокритичности. Бог даст, это скоро изменится, но пока... Вот наш уважаемый психолог и напоминала коллегам: перекос губителен для детей. И родителей, конечно.
    А вот что касается психологической подготовки учителей, то не могу не согласиться и не приписать к Вашему знаку вопроса и свой (хотя и вопреки правилам пунктуации). Знаете, что я заметила на семинарах? Смятение в рядах специалистов(!), что тогда говорить о тех, кто изучал предмет в ряду иных, профильных... Вообще, вопрос состояния психологии применительно к православным воззрениям - болезненная тема. Но даже говоря об азах педагогической психологии, приходится иной раз руками разводить, Вы правы совершенно. Наверное, главным качеством учителя, над которым стоит работать ВУЗам, должна стать потребность в самообразовании. Иначе никак. Спасибо Вам за такое тёплое отношение к блогу, Татьяна Адольфовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С Благовещением Пресвятой Богородицы!
      Виктория Викторовна, как я Вам признательна за ответ: строки не могут передать интонаций, и я очень опасалась, что иной читатель "услышит" в моём комментарии то, чего отнюдь не закладывала, при том, что сформулировать мысли следовало предельно чётко и определённо. Ещё раз благодарю Вас.
      Ваш воодушевляющий ответ, Виктория Викторовна, побудил меня поделиться одной дивно глубокой мыслью (вышла на неё, напряжённо обдумывая вопрос, которым завершила свой предыдущий коммент) : овладение культурой, следование культуре (если речь идёт о её подлинных образцах) идёт не путём замещения одних содержаний другими, а путём присоединения всё новых культурных пластов...Эта вольно пересказанная, но неискажённая мысль Д.С.Лихачёва должна вставать в полный рост, когда предстоит сделать судьбоносный выбор или кардинальный шаг (в том числе в вопросах воспитания).

      Удалить
  4. Ольга Александровна Галаган7 апр. 2014 г., 20:58:00

    C Благовещением Пресвятой Богородицы! Спасибо за содержательные комментарии, Татьяна Адольфовна и Виктория Викторовна! В ваших комментариях прослеживается главное- главное в воспитании ребенка расставить правильно акценты и вовремя.

    ОтветитьУдалить
  5. Виктория Викторовна.7 апр. 2014 г., 22:30:00

    И что замечательно, Татьяна Адольфовна, иногда диву даёшься, как эти пласты взаимно прорастают! Выстраиваются в неведомую прежде логику! Раскрывают по-новому очевидные, такие привычные понятия. Пытаясь объяснить себе этот феномен, я поняла: это и есть Божий промысел! Не подумайте, не ради красного словца именно так формулирую мысль. Просто постигая многомерность бытия, его сложность и одновременно стройность ( "неслыханную простоту", помните, у Пастернака), нельзя не прийти к Богу. Через иногда, казалось бы, совсем нерелигиозные понятия, произведения. Вот что меня восхищает и потрясает! Мне очень хочется обязательно повести об этом продолжительный разговор. Пространство литературы, кинематографа, живописи, языка... Книга, которую, возможно, откроем для себя на новой странице. Или перечтём и переосмыслим заново...
    Если бы вы знали, Татьяна Адольфовна, как важен для меня наш разговор. Вы бы очень удивились, если бы узнали, насколько он актуален (подмигиваю Наталье Владимировне)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вполне допускаю, Виктория Викторовна, что мне не дано постигнуть тех глубин, которые открываются Вам... И об этом могу только посожалеть.
      Но что касается актуальности, то удивить меня ... Я ведь, простите, не по глупости "ляпнула" мысль Д.С. Лихачёва.
      И точно знаю, в отличие от Анонимного, что время простых решений безвозвратно прошло...

      Удалить
    2. Виктория Викторовна.13 апр. 2014 г., 17:43:00

      Уважаемая Татьяна Адольфовна! С Праздником Вас!
      Ну что Вы, боюсь мои "глубины" кажутся таковыми - слишком мелко плаваю...
      А в мысли об актуальности ключевое словосочетание "для меня". Просто накануне нашей с вами беседы о том же разговаривала с Натальей Владимировной: филологу говорить о поиске веры понятнее в пространстве искусства. И делать открытия. И делиться ими. А когда прочла Ваш комментарий, очень обрадовалась единомыслию. Спасибо Вам ещё раз!

      Удалить
  6. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного!

    ОтветитьУдалить
  7. Виктория Викторовна11 апр. 2014 г., 12:10:00

    "Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще." Альберт Эйнштейн.

    ОтветитьУдалить