понедельник, 26 мая 2014 г.

Невыносимая свобода.



Могла ли я пропустить экранизацию «Бесов» Федора Михайловича? Конечно, нет. И сейчас тороплюсь делиться впечатлениями. Сразу оговорюсь, не хочу вести схематичный разбор «соответствует – не соответствует». Мысли и эмоции. Поделюсь, как смогу.


            Темно, за окном шумит дождь, дети спят. Смотрю фильм, и вдруг понимаю, что боюсь выйти в неосвещённый коридор. Как в детстве, когда буйное моё воображение играло со мной злые шутки и я до ужаса боялась темноты. Страшно не от жутких кадров, масок или костюмов, как в характерных фильмах, а от той бездны, которая разверзлась в «Бесах». Нелюди-гордецы, стремящиеся занять место Бога, и безвольные трусы с бледными ростками гордыни - дошедшие до распада личности, развращённые и раздавленные грехом, заблудившиеся в страхах и отчаянии, помутившиеся рассудком. Люди без Бога. Без Света. Без Надежды. Слепцы…
            Всегда так поясняла друзьям и ученикам, сетующим на «трудность» произведений Достоевского: просто его романы - это экстракт. Такая концентрация смыслов и идей, что в первый момент кажется – вязнешь. Продираешься через строчки, понимая: не проглотить, не разжевав, не вернувшись к началу фразы, не проговорив про себя самое-самое. Особенно если приловчился глотать современное чтиво, забывая мгновенно не только подробности, но и сюжет. Поистине, «а был ли мальчик?», после такого чтения. Поэтому в романы Достоевского надо врасти, погрузиться, не отвлекаясь на «лёгкое» и беспечное. Пить, как лекарство. Бередящее душу, но исцеляющее её. И фильм оставил впечатление сложности, той самой, не надуманной и претенциозной, как в фестивальном кино «не для всех», а знакомой всякому, кто романы Фёдора Михайловича читал. Поклон В. Хотиненко за уважение к авторскому стилю, хотя и было заявлено -  "по мотивам"романа.
            Думаю, играть героев Достоевского – особый труд, ибо где грань тебя и не-тебя, порой не различишь. И это, конечно, мука и радость - впустить в себя целый мир… Убеждена, даже на тройку сыгравший Достоевского, уже круче любого оскаровского призёра! Правда. Я поверила всем. И всему. Не подумайте, что огульно хвалю – дескать, спасибо, молодцы. Просто люди прожили эту другую жизнь. С разной степенью вовлеченности. Но были сцены такие! Например, когда Петр Верховенский (Антон Шагин) после провокации и убийства танцует, кривляясь и безумствуя, в свином загоне, мурашки по телу - как не вспомнить евангельский сюжет с изгнанием бесов. Или рассказ Ставрогина (Максим Матвеев) о погибшей Матрёше. Лицо девочки, грозящей кулачком. И лицо батюшки, слушающего мучительную историю гибели души. Невозможно двинуться с места…
         Конечно, критика и знатоки литературы и кинематографа скажут своё слово. Почитаю, подумаю. Но главное я увидела! Важное, очень важное для нас всех, посыл Федора Михайловича: зло не существует само по себе. Не ждёт нас за углом. Оно создается и множится нами. Грех гордыни, дорастая до размеров чудовищных, порабощает общество. И тогда приходит революция, тоже религия, только «бесовского свойства». Мы не услышали голос писателя – «несть пророка в Отечестве своем».
                     Без Бога, без милости Его мы не справимся. Ещё не убедились в этом? Не надо проверять. Просто поверьте. 

6 комментариев:

  1. Виктория Викторовна, огромное спасибо за эссе. Я как раз в эти дни перечитываю роман, поэтому мне очень хотелось посмотреть фильм. Но не удалось. Но, даст Бог, ещё получится. Хочу с Вами согласиться, что чтение романов Достоевского далеко не отдых. Фёдор Михайлович ведёт читателя через грязные улицы, тёмные лестницы, душные кабаки, людские пороки. Но ведёт к Свету, который «во тьме светит, и тьма не объяла его". А от романа рукой подать до Евангелия.

    ОтветитьУдалить
  2. Виктория Викторовна.26 мая 2014 г., 16:17:00

    Рада поделиться мыслями и впечатлениями. Может быть, кто-то расскажет о своих. С удовольствием обсудим, правда? Приглашаем к разговору, дорогие читатели и коллеги!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень ждала фильма. Стыдно, но этот роман я читала давным-давно в студенчестве, поэтому мои впечатления более от фильма - без всякого сравнения с книгой. Ощущение, которое не покидает и сейчас - страшно! Очень страшно! Несколько раз уходила из комнаты, не могла смотреть, возвращалась. Искала доброго, положительного героя и не находила. Было ужасно жаль Марью Лебядкину, но она единственная, кто любит. Любит искренне, всем сердцем. Любовь тонет в ее безумии, но иногда Марья Тимофеевна кажется разумнее умников, зараженных бесами. Поразил Ставрогин, Он уничтожает, калечит, делает несчастными всех, с кем сталкивается. При этом такое удивительное лицо - умное, очень по-славянски красивое. Как-то ускользнула от меня политическая составляющая сюжета, вернее, она не стала главной. Так было страшно от истории жизни без Бога! И как-то совсем по-другому читались вечером слова молитвы: "Избави мя настоящаго обстояния бесовскаго".
    Сегодня взяла в библиотеке книгу.
    Турищева Ольга Витальевна

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория Викторовна.30 мая 2014 г., 17:57:00

    Дорогая Ольга Витальевна! Очень признательна за комментарий, рада совпадению чувств и впечатлений! Маша Шалаева, актриса, игравшая Лебядкину, мне вообще очень нравится своей незамутнённостью. И Марья Тимофеевна сыграна ею так правдиво, что не верить нельзя. Что касается Максима Матвеева - Ставрогина, то он делился, насколько глубоко врастал в роман, в психологию героя. Трудно. Но всё получилось!
    Рада и тому, что В. Хотиненко прибегнул к языку и образам Фёдора Михайловича, чтобы рассказать о наиважнейшем. Очень долго личность режиссёра была для меня неоднозначной, мягко говоря. "Мусульманина" принять не могу. Хочу почитать, что в его жизни изменилось, как Господь привёл к истине. Не знаете ли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, нигде не встречала его рассказов о пути к Богу. В свое время меня поразил его фильм "Поп". Попала в кинотеатр случайно, был последний день показа, народу было мало, дневной сеанс, публика разная, похоже такие же праздно шатающиеся как и я. Мы и плакали, и смеялись, и надеялись, и ненавидели, и жалели. Люди в зале откровенно плакали, проговаривали вслух свои мысли и чувства. Идея фильма шла от покойного патриарха АлексияII, и первоначально Хотиненко хотел назвал фильм "Преображение", но в прокате он появился под названием "Поп". Образ главного героя собирательный, но режиссер признавался, что многое взято от личности отца Иоанна Крестьянкина, просматривал видеоматериалы с его проповедями.
      А еще Владимир Хотиненко участвовал в проекте "Православная энциклопедия" с фильмом "Паломничество в вечный город".
      В одном интервью прочитала очень такой вопрос к режиссеру.
      :Александр Филин(Реутов)-32 года: Насколько я знаю Вы, Владимир Иванович, верующий человек, даже прочитали четыре Евангелия. Вера в Бога помогает Вам в вашем творчестве?
      Ответ Владимир Хотиненко: Вера - вопрос деликатный и даже интимный, поэтому воздержусь от каких-либо пространных рассуждений, но внесу ясность. "Четыре Евангелия" я не прочитал, а перечитываю каждый раз "Великий Пост", кроме того, в Евангелии есть места, к которым я обращаюсь время от времени по необходимости. Например, есть одна глава, к которой я никогда не могу относиться спокойно - это момент отречения Апостола Петра от Иисуса. Дело не в том, что Вера помогает в творчестве, она помогает в жизни, безусловно".
      Вот такой он режиссер Владимир Хотиненко.
      На сайте Православие.ru в разделе "гость сайта" есть очень интересное интервью с ним.

      Удалить
    2. Виктория Викторовна.2 июн. 2014 г., 23:34:00

      Спасибо, обязательно прочту! В блогах встретила возмущение: какие были славные фильмы, и вдруг "скатился", до "Бесов" дошёл, морализаторствует! Не поняли люди: не скатился - поднялся, дорос! Это свидетельство большой внутренней работы.

      Удалить